Распространение идей исламского экстремизма и нетерпимости к инаковерующим происходит сегодня во многих российских регионах, считает исламовед Роман Силантьев.
«Сейчас в России идет процесс подмены традиционного ислама «модернизированным» в русле ваххабизма. Люди зачастую следуют идеологемам ваххабизма, будучи уверенными, что исповедуют традиционный ислам», — заявил Р. Силантьев в интервью еженедельнику «Наше время».
По данным ученого, если прежде крупные ваххабитские анклавы были в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии, то теперь «налицо расползание ваххабитской заразы с территории Чечни на весь Северный Кавказ и даже на руссконаселенное Ставрополье».
Кроме того, добавил Р.Силантьев, «ваххабитские очаги» постепенно появляются в городах и регионах с традиционным меньшинством исламского населения — на Сахалине, Оренбуржье, в городах Ямало-Ненецкого округа, в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Чите и Петропавловске-Камчатском.
«В Мордовии и Пензенской области появились целые ваххабитские села, а в Олонецком районе Карелии они (ваххабиты — Ред.) попытались обложить данью православные приходы», — утверждает эксперт, слова которого цитирует «Интерфакс».
Современное исламское сообщество России, на его взгляд, находится в «состояние глубочайшего кризиса», пути выхода из которого пока не обозначены. При этом российская умма «начинает мутировать» в сторону постепенного стирания границы между традиционными и нетрадиционными мусульманами.
«Ваххабиты пытались вооруженным путем насадить свои взгляды — не удалось. Тогда они сменили тактику, установив контроль над большей частью исламских СМИ, значительной частью издательств», — сообщил Р. Силантьев.
По его данным, большая часть существующей в России литературы на исламскую тематику, в первую очередь — дешевые брошюры об основах ислама, переведена на русский язык и «растиражирована саудовскими и кувейтскими проваххабитскими фондами», при этом «призывы к несоблюдению законов неисламских государств — наиболее безобидные цитаты из них».