В дискуссии о теологии в высшей школе, помимо узкоспециальных тем, таких как методология, преодоление кадрового дефицита, создание научно-богословских центров и борьба за государственное признание кандидатских и докторских богословских степеней, важным является вопрос о том, должна ли Церковь взаимодействовать с университетскими кафедрами теологии. Как же должно выглядеть сотрудничество Церкви с подразделениями теологии в светских вузах? Об этом размышляет ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
Теология — греческое слово, прочно вошедшее в большинство европейских языков — в церковнославянском и в русском языках употребляется в буквальном переводе — «богословие». Понятие «теология» для христианина раскрывается в двух смыслах: это, с одной стороны, таинственное созерцание Божественных откровений и, с другой стороны, систематическое изучение религиозной жизни человека и человечества во всех ее проявлениях. Во втором смысле теология — целый комплекс гуманитарных дисциплин: систематическое богословие (догматика), библеистика, история Церкви, патрология, каноническое право, церковная археология, церковное искусство и т.д.
В XIX — начале XX века в духовных академиях Российской империи выросла научная богословская школа мирового уровня, имена и труды русских ученых богословов того времени украсили мировую науку. С приходом богоборческой власти Русская Православная Церковь лишилась и своей богословской науки, и ученых, и библиотек. После войны удалось открыть духовные школы, целью которых была пастырская подготовка будущего духовенства.
В настоящее время ведущие учебные заведения Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия, Московская, Санкт-Петербургская, Киевская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский университет строят свою образовательную деятельность в соответствии с православной ветвью государственного поликонфессионального образовательного стандарта по теологии и мировым уровнем теологической науки. С другой стороны, в новом российском обществе проявился глубокий интерес к богословскому знанию, результатом чего явилось открытие около 50-ти кафедр теологии в светских вузах, причем более половины из них это государственные университеты. Сотрудничество государства и Церкви на поле теологического образования — закономерная, естественная ситуация в жизни всех европейских государств, Америки и вообще подавляющего большинства народов мира. Такое партнерство не только выгодно, но и необходимо для обеих сторон, так как удаление друг от друга делает церковное образование ущербным, непризнанным, а светское образование — секулярным. Напротив, партнерские отношения помогают приобщить светское образование и науку духовно-нравственным ценностям, а церковное образование благодаря сотрудничеству с государством выходит из гетто, подчиняется законам гласности и экспертизы, что необходимо для соответствия качества образования мировым критериям.
Присутствие теологических кафедр в светских университетах имеет огромное миссионерское значение. При этом язык православного миросозерцания становится понятным широкому кругу преподавателей университета и студентов. Поступление на теологическую кафедру и обучение на ней — дело свободного выбора, никакая обязательность здесь немыслима.
Не менее важным результатом сотрудничества государства и Церкви в области теологического образования и науки будет решение проблемы профессионально подготовленных кадров. Такие кадры необходимы для качественного преподавания Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в российских школах, для грамотного взаимодействия государственных ведомств и религиозных организаций, для работы в СМИ, в учреждениях культуры, для гуманитарной науки и биоэтики. Действительно, гуманитарные науки требуют настоящих знаний в области религиозного мировоззрения и традиционной религиозной культуры. Невозможно, например, изучать европейскую и русскую историю без знания и понимания истории христианских Церквей. Для Церкви также необходимы специалисты в самых разных областях, имеющие государственные дипломы и профессиональный уровень, соответствующий мировым стандартам.
Среди действующих кафедр теологии наиболее успешными и востребованными являются те, у которых сложились партнерские отношения с епархиальными структурами, где Преосвященные епископы и священники принимают деятельное участие в образовательном процессе. Там, где епархия бездействует, активизируются представители нетрадиционных религиозных организаций. Именно здесь решается вопрос о том, какой будет Россия завтра.
Кафедры теологии в свою очередь будут весьма полезны духовным школам.
Поднять образовательный уровень в периферийных семинариях практически невозможно без активной помощи и сотрудничества светских университетов. Кроме того, теологическое образование, безусловно, укажет и откроет дорогу к пастырскому, священническому служению немалому числу студентов-теологов. Следовательно, семинарии получат новых качественных абитуриентов, ищущих пастырской подготовки, и одновременно новый импульс для достижения хорошего образовательного уровня.
«Я призываю архипастырей нашей Церкви со всей серьезностью отнестись к этому делу, всемерно заботясь о развитии взаимодействия между вверенными им епархиями и духовными учебными заведениями и высшими светскими учебными заведениями. В тех университетах и институтах, где есть потребность, необходимо создавать кафедры теологии», — обратился Святейший Патриарх Кирилл к многочисленным архиереям, участвующим в совещании, говоря о миссионерском призвании Церкви. Совещание приняло итоговый документ и подчеркнуло необходимость сделать все возможное для использования шанса, который дается нашей Церкви: не оттолкнуть, а привлечь, поддержать инициативу общества, людей, ищущих подлинных знаний о нашей вере, о Церкви, о духовной жизни.
Участники Патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», которое прошло в Москве 28-29 ноября 2012 года, делятся своими впечатлениями:
А.В. Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета:
— Мы услышали слова поддержки из уст Святейшего Патриарха. Зачастую кафедры теологии в государственных вузах существуют в парадоксальной ситуации: вузовское сообщество их воспринимает как нечто чуждое, потому что они связаны с церковной традицией, а епархиям эти кафедры кажутся слишком светскими и поэтому тоже не вполне своими. В силу этого многим кафедрам теологии очень нелегко «выживать», они держатся на энтузиазме мирян. На совещании Святейший Патриарх четко расставил акценты, поддержал теологическое образование, показал, что Церковь воспринимает эти кафедры как сферу своей ответственности и заботы. Совещание, безусловно, способствует сплочению теологического сообщества. Мы сможем выстоять только при условии, что будут укрепляться вертикальные и горизонтальные связи с ведущими богословскими вузами, с Учебно-методическим объединением по теологии, связи между региональными кафедрами. По итогам нашей работы принят важный итоговый документ. Если обозначенные в нем позиции удастся провести в жизнь, это придаст очень мощный импульс развитию богословского образования и духовного просвещения в нашей стране. Хочется выразить глубокую благодарность организаторам совещания, в частности совету по теологии УМО по классическому университетскому образованию, Православному теологическому обществу, сотрудникам ПСТГУ.
Протоиерей Алексий Марченко, доктор исторических наук, заведующий кафедрой теологии Пермского государственного университета:
— Это совещание важно тем, что впервые на самом высоком уровне прозвучал призыв к архиереям оказывать помощь теологическим подразделениям университетов и организовывать между ними и духовными школами взаимовыгодное сотрудничество. Это встреча единомышленников, соратников, которая позволила посмотреть друг на друга, поделиться опытом, и этот опыт очень многообразный, ведь в каждой епархии он имеет свои особенности. Хочется надеяться, что пришло время, когда университетская теология получит одно из приоритетных значений в развитии православного религиозного образования.
Совещание позволило снять многие предубеждения и развеять мифы, бытующие в университетской среде. Например, что университетская теология составляет конкуренцию классическим духовным школам. Было приятно, что все пришли к единому мнению, что это не так, что у нас общее дело на основе единого церковного предания, но у каждого свое направление. Семинарии готовят пастырей, а кафедры теологии — православную интеллигенцию, помощников пастыря. И тут нет повода для конфронтации.
Протоиерей Лев Махно, кандидат богословия, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета:
— Я очень рад, что Святейший Патриарх обозначил в своем докладе направления, в которых должна развиваться теология, так как для нас это лишний раз подтверждение, что мы на правильном пути. Отрадно, что теперь начнется та работа, которая нужна для теологии. Но вместе с тем я считаю, что во главе теологических кафедр и факультетов должны стоять не послушные, а именно талантливые люди. Потому что талантливые созидают, а послушные обычно губят все дело.
И. Хaрук, заведующая кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета:
— Это мероприятие дало мне возможность рассказать о своем видении и понимании теологии, ее роли в обществе. Теология должна преподаваться с детского сада (и даже с ясельного возраста), а затем охватывать школу и институт. Без религии не может существовать ни одно государство. Точно так же считают и наши студенты, говоря, что теология — это точка опоры в жизни. И мы очень надеемся, что это совещание подтолкнет к открытию аспирантуры по специальности «теология».
А. Горбунов, председатель совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа, ректор Пятигорского государственного лингвистического университета:
— Это совещание наглядно показало, какой опыт накоплен у нас в стране по преподаванию теологии. И если говорить о нашем вузе, то у нас преподаются и православная, и исламская теология. Наш рассказ о взаимодействии между ними в поликультурных и поликонфессиональных регионах был воспринят с большим интересом. Очень важно, что наш опыт оказался востребованным. Мы как бы сверили часы, определив, в каком направлении нужно продвигаться.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru