23 июля, в день праздника Положения честной ризы Господней в Москве, епископ Дмитровский Александр совершил Божественную литургию в Ризоположенском храме столицы.
Владыке сослужили настоятель Богоявленского собора протопресвитер Матфей Стаднюк, настоятель храма протоиерей Александр Фарковец и клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Платонов, клирик Богоявленского собора.
После окончания Литургии состоялся Крестный ход, после которого владыка от лица Святейшего Патриарха поздравил отца настоятеля и собравшихся на богослужение с праздником.
Справка
По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон — часть одежды Иисуса Христа.
Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие. Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием.
Персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, но, поскольку стремился поддерживать дружественные отношения с российским государством, то направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию.
Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примору святой равноапостольной царицы Елены, матери святого равноапостольного царя Константина Великого, установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня.
По всем монастырям учредили особо строгий пост и повелели старцам монастырским молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю о новообретенной святыне. В приходских храмах ежедневно совершались Божественные литургии, и московский люд усердно молился о том, чтобы Господь явил знамение и разрешил терзавшее всех недоумение. Саму же Ризу Господню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая святыню на больных и недужных.
Вскоре от святыни последовали чудесные исцеления, подтвердившие, что доставленная в Москву реликвия действительно является Ризой Господней. На месте встречи москвичами святыни был сооружен деревянный храм, о котором сегодня напоминает небольшой памятный знак (белокаменный обелиск), находящийся на церковном дворе у ограды, к юго-востоку от алтаря Ризоположенского храма. В советское время храм не закрывался. Его настоятелем в 1930-е годы был священномученик Александр Хотовицкий.
Патриархия.ru