Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выставка фоторабот «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи» открылась в Москве

Выставка фоторабот 'Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи' открылась в Москве
Версия для печати
30 июля 2007 г. 13:22

Выставка работ фотохудожника Юрия Холдина «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV-XV вв.» открылась 27 июля во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. Выставка посвящена фрескам Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и представляет собой 300 оригинальных фотографических произведений. Экспозиция подготовлена в рамках просветительского проекта Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Свет фресок Дионисия — миру».

В церемонии открытия приняли участие директор музея Владимир Гуляев, вице-президент ФАП Владимир Бушуев и сам автор экспозиции — известный фотохудожник Юрий Холдин. Он рассказал, что работа над циклом фотографий длилась более 10 лет. За это время удалось адекватно воспроизвести  с помощью искусства фотографии все композиции Дионисия в Ферапонтовом монастыре, издать художественный альбом «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого». Всю эту работу Ю. Холдин проводил в сотрудничестве с искусствоведом Екатериной Даниловой: ею написаны все тексты к альбому и выставке. По словам искусствоведа — выпускницы Православного Свято-Тихоновского университета — впервые удалось представить Дионисия не только с точки зрения истории искусства, что делалось многократно, но и показать широкой аудитории  богословское осмысление творчества художника. В экспозиции фотоработы сопровождаются изложением новозаветных текстов и церковных песнопений, отражающих содержание фрагментов фресок.

Фрески Ферапонтова монастыря репродуцировались, комментировались и издавались не раз на протяжении почти 100 лет. Однако Ю. Холдин считает, что все предыдущие публикации являют «серьезные проблемы с осмыслением изображения» и не являются искусством. Поэтому он решил не просто фиксировать шедевры древнерусского искусства с помощью фотоаппарата, но «через искусство светописи (калька слова «фотография») передать синтез живописи, архитектуры и интерьерного пространства».

Фотохудожник представляет свои работы как самостоятельные произведения искусства: «Я создал свои композиционные пространства, куда канонически точно включил композиции Дионисия», — сказал он. Как отмечается в пресс-релизе, «работая в области искусства фотографии и следуя принципу «осмысленного показа», Ю. Холдин дает возможность увидеть трехмерное архитектурное пространство, свет, цвет, фактуру, создает целостный образ как отдельной фресковой композиции, так и всего собора».

Фотохудожник добавил, что для адекватной передачи световоздушной среды и светоносности фресок съемка в храме производилась не ночью, как это принято для репродуцирования, а днем, что позволяет передать правильный баланс цвета.

Свои фотоработы, посвященные фресковому циклу Ферапонтова монастыря, Ю. Холдин экспонировал  в 2006 г. в  Москве — в Государственной Третьяковской галерее, в Российском государственном гуманитарном университете. Выставка побывала также в Новогороде, Костроме, Ярославле и Санкт-Петербурге. Представитель ФАП Владимир Бушуев пообещал, что данная выставка будет путешествовать и дальше — не только по городам России, но и за рубежом.

Присутствовавший на презентации представитель Православной Церкви в Америке, настоятель храма св. вмц. Екатерины на Всполье в Москве архимандрит Закхей (Вуд) высоко оценил произведения Ю. Холдина. В интервью «Благовест-инфо» священнослужитель отметил, что выставка имеет, помимо художественного, и миссионерское значение. «Люди могут прийти, чтобы посмотреть художественные фотоработы и полюбоваться фресками Дионисия, а откроют для себя богословие в красках и могут приобщиться к миру Евангелия», — сказал он.

Выставка «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV-XV вв.» проходит во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (ул.Делегатская, д.3) и продлится до 10 сентября.

Цикл фресок собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.) написаны Дионисием и его сыновьями в 1500-1502 г. Этот памятник «золотого века» русской иконописи включен в Свод особо ценных объектов народов России и занесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Другие новости

Состоялись курсы повышения квалификации преподавателей богослужебных и церковно-певческих дисциплин

4-6 ноября в Москве пройдет выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства»

Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Смоленского собора Новодевичьего монастыря г. Москвы

В Псково-Печерском монастыре состоялось практическое совещание епархиальных древлехранителей

В Троице-Сергиевой лавре обнаружены самые крупные залежи археологического зерна на территории Центральной России

В Издательском Совете состоялось заседание литературного форума «Мiръ Слова»

При участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Москве прошел Покровский казачий фестиваль

В Санкт-Петербургском епархиальном управлении состоялось заседание рабочей группы по развитию Монастырского острова