29 июля в 6 часов утра трагически погиб фотохудожник и издатель Юрий Холдин. Как сообщила Фонду Андрея Первозванного вдова фотохудожника, он упал с 11 этажа собственного дома во время фотосъемки. Произошло обрушение карниза старого сталинского дома, на котором он стоял.
Прощание с Юрием Холдиным состоится 1 августа в 11.00 в храме Живоначальной Троицы в Останкино (1-я Останкинская ул., д. 7, стр. 2). Юрий Холдин будет похоронен на Люблинском кладбище.
Последняя выставка фоторабот Юрия Холдина «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV–XV вв.» при поддержке Фонда Андрея Первозванного была открыта 27 июля 2007 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства России.
На выставке представлено 40 из 300 оригинальных фотографических произведений Юрия Холдина, посвященных фрескам Ферапонтова монастыря русского иконописца XV в. Дионисия.
Ферапонтов монастырь расположен в Белозерском крае и известен уникальными фресками великого иконописца второй половины ХV века Дионисия. Полный цикл фресок Дионисия (около 300 композиций, созданных в 1500-1502 гг.) в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря считается уникальным. Эти фрески занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России.
В интервью журналистам фотохудожник Юрий Холдин рассказал о своих новаторских методах фотосъемки, позволивших передать цвет уникальных фресок Дионисия. В отличие от большинства искусствоведов ХХ века, он снимал фрески не ночью с искусственным освещением, а днем. Рассуждая, что ошибочно снимать фрески ночью из-за искажения цвета и из-за того, что фрески живут и раскрываются во время Литургии. Кроме того, художник, вопреки искусствоведческим приемам ХХ века, не стал репродуциоровать фрески, а стал работать с пространством. «Я перевел съемку в область искусства фотографии. Создавал свои композиции фотографий, куда включал Дионисия. Таким образом создается образ архитектурного пространства».
Автор рассказал, что работа с собором Рождества Пресвятой Богородицы заняла 5 лет, начиная с 1995 года, в Ферапонтов монастырь он приезжал несколько раз в году на несколько дней. Для фотосъемки потребовались леса, длительная выдержка, дистанционное управление. Кроме того, важно было освещение. «Не всегда можно снимать. В солнечную погоду снять ровно невозможно.» Сложность съемок фресок связана с тем, что они несут огромны богословский смысл, это своеобразный художественный перевод Священного Писания и Церковного Предания. Они построены в рамках православного канона и по принципу обратной перспективы. Работа над этим проектом «Свет фресок Дионисия — миру» заняла 11 лет жизни Юрия Холдина.
Следуя принципу «осмысленного показа», фотохудожник передает трёхмерное архитектурное пространство, свет, цвет, фактуру, создаёт целостный образ как отдельной фресковой композиции, так и всего собора.
В итоге мы видим, что работая над гениальным ферапонтовским циклом, где церковное действо, слово, свет, цвет, линия и архитектура явили собой небывалое до Дионисия единство, Юрия Холдин сам выступил как художник светописи (фотографии). В его фотоработах представлены два художника: Дионисий и фотохудожник.
Сейчас миллионы людей могут увидеть неповторимое наследие Золотого века иконописи на Руси. Фотовыставка построена как паломничество к святым местам России. Она дает недостижимую в музее возможность увидеть фрески так, как их видел сам Дионисий.
Министр культуры А. Соколов на открытии этой выставки в Третьяковской галерее в 2006 году отметил, что фотохудожник являет «пример подвижнического труда по восстановлению духовного преемства в национальных культурных традициях. Работа общенационального масштаба велась более десятка лет на личные средства».
Фонд Андрея Первозванного планирует представить работы Юрия Холдина жителям России, организовав передвижную выставку его фоторабот, а также выставку в Италии. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства фотовыставка будет представлена до 10 сентября.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru