На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. прославлены как страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников российских Император Николай II, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексей, великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна.
Деяние Собора, в частности, гласит: «В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их кончине 4/17 июля 1918 г. был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».
Святость обретает плоть. Святые — это не значит безгрешные, без недостатков. Перед нами люди со всеми особенностями их характеров, со всеми искушениями. Но откуда это сокровенное признание: «Знакомство с этими людьми составляет величайшее счастье моей жизни», «Я благодарю Бога, что Он послал мне таких друзей»?
Их Семья очаровывала тех, кто приближался к ней и понимал, что это за явление. Благоговение перед этой Семьей было естественным. Это были люди, предназначенные к высочайшему подвигу с самого своего рождения. В них — избранничество от Бога с младенчества, как это было у святителя Николая, у преподобного Сергия, возгласившего во чреве матери, у преподобного Серафима.
В чем же еще удивительный подвиг Царственных мучеников? Это было время, когда в высшем обществе России началось разложение, которое все более захватывало и низшие слои. А они, находясь на самом верху Российской жизни, являли противоположный образец в своем личном христианском и общественном служении.
Это были люди необыкновенные, еще до своего мученичества. Не так, как сегодня некоторые видят их святость только в мученичестве, говоря, что прежняя их жизнь не дает никаких оснований для прославления. Мы можем проследить, как постепенно вызревает подвиг страстотерпчества и мученичества.
Таков духовный закон: праведность всегда вызывает вражду у тех, чьи дела злы. «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас, — говорит апостол любви Иоанн Богослов, — причина заключается в том, что добрый человек — обличение злому. Даже если он ни слова не говорит, его жизнь является молчаливым выявлением тьмы беззаконных».
Следует отметить еще одну существенную черту: для Николая II не было разницы между исполнением личного христианского долга и служением Государя. Он не просто христианин — он Православный Царь, помазанник Божий, и власть, основанная на христианских принципах, имеющая благодатную помощь свыше, более всего ненавистна злу, потому что она постоянно ставит пределы его вольному греховному развитию.
Мир не остановится ни перед чем, чтобы устранить это препятствие. Напряжение сил зла вокруг Государя накануне революции так же, как и сегодня, достигало предела, ибо речь шла о судьбе Православия и России, а значит, и всего человечества. И потому страдания и смерть Царственных мучеников — не поражение, а победа.
Худшее, что люди могли сделать Царю, было попущено Богом, но все их самое худшее не могло его победить! Крест — не конец, за ним следует Воскресение. Слава Воскресения изменила все. Но прежде своего креста и причастия славе Христова Воскресения Государь имел благодать сказать: «Передайте всем... что зло, которое в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а любовь».
Вера в Бога и вера в свой народ оказалась сильнее всего, и эту веру не могло поколебать никакое человеческое предательство. В свидетельствах о чудесном заступничестве Царственных мучеников обращает на себя внимание то, что во многих случаях благодатную помощь получали люди, которые до этого были равнодушны к судьбе Царя и даже участвовали в клевете на него — будь это вчерашняя коммунистическая ложь или сегодняшний «демократический» обман. Это свидетельство, что Христос действует через Царственных мучеников, освящая их жертву.
Протоиерей Александр Шаргунов