Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Филиппопольский Нифон: «Все эти годы я старался объединить восточную красоту с русской духовностью»

Архиепископ Филиппопольский Нифон: «Все эти годы я старался объединить восточную красоту с русской духовностью»
Версия для печати
10 апреля 2013 г. 15:02

Интервью представителя Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, настоятеля Антиохийского подворья в Москве архиепископа Филиппопольского Нифона порталу «Приходы».

— В престольный праздник Антиохийского подворья в Москве многие пришли сюда помолиться о мире на Ближнем Востоке. В Сирии сегодня погибают сотни христиан, разрушаются святыни, последователей Христа изгоняют с земель, где они жили в течение многих веков. Не застрахован от подобных катаклизмов и соседний Ливан. Какими Вы видите возможные варианты развития ситуации? Что Церковь может сегодня сделать для ее мирного урегулирования? Какие проблемы в первую очередь придется решать новому Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви, взошедшему на Патриарший престол в столь трудное время?

— Спасибо всем, кто молится за народ Антиохийской Церкви, переживающий страшные события. К сожалению, никто сейчас там не слушает голос Церкви. Страдают священнослужители и паства, многие эмигрировали, стали беженцами. Увы, повторяется картина, которая была в Ираке. Основная проблема в Антиохийской Церкви сейчас — положение верующих в Сирии и проблемы беженцев. Духовенство старается вдохновлять народ оставаться на своей земле.

— Могут ли прихожане московских храмов принять каким-либо образом участие в помощи сирийским христианам?

— Помочь можно молитвой, другая помощь — материальная — возможна с благословения Святейшего Патриарха Кирилла.

— Церковь в России не гонима, и нам трудно представить себе на практике подвиг исповедничества. Как сохранить веру в благополучные времена? По Вашему ощущению, религиозны ли люди в Москве?

— Церковь в России перестала быть гонимой совсем недавно, и для многих подвиг исповедничества — это не слова из учебника истории. В России религиозность очень связана с патриотизмом, через который многие укрепляют свою веру. Москвичи любят Церковь, и надо только нам, духовенству, быть добрым примером для мирян, привлекая их в Церковь любовью и заботой.

— Как Вы собирали общину в вашем храме? Кто в нее входит?

— Я с радостью вспоминаю тех бабушек, которые были моей первой общиной в Москве, которые хранили православную веру. Низкий поклон им. Потом моя паства обогатилась теми, кто крестился и венчался у нас на подворье, потому что тут они могли не бояться преследований (мы не спрашивали паспорт, как тогда было положено, и таким образом их данные не попадали в соответствующие органы). Несмотря на то, что многие уехали из центра города, они сами и теперь уже их дети и внуки приезжают в наш храм на праздники и на воскресные службы.

— При советской власти Антиохийское подворье действительно было местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации». Какой была жизнь прихода в то время?

— К нам часто приезжали гости — христиане из других стран: Ближнего Востока, Европы, Америки — которые могли общаться в стенах подворья с прихожанами. Это были интересные и полезные встречи, приоткрывавшие железный занавес. Гости везли с собой книги: Библию, молитвословы, богословские сочинения, которые мы раздавали на приходе. Тогда у нас существовал единственный в Москве детский хор, была открыта первая воскресная школа. С советских времен на подворье существует традиция благотворительных обедов.

В последние годы советской власти в наших храмах появилось много молодежи, некоторые из этих людей впоследствии стали священнослужителями.

— Вы служите в России уже более 30-ти лет. Какое впечатление на Вас произвела церковная жизнь здесь, когда Вы еще только начали с ней знакомиться? Какие важные процессы, которые происходят в ней сегодня, Вы бы назвали?

— Когда я приехал в Россию, было очень сложно разобраться — времена были трудные. Поражало то, что, несмотря на сильное давление откровенно атеистического режима, было много людей, преданных Церкви, смелых и патриотичных. Сегодня Церковь имеет возможность воспитывать молодое поколение — это очень важно для будущего страны.

— Какие традиции древней Антиохийской Церкви Вы привнесли в быт московского прихода?

— На подворье, к примеру, есть традиция в Вербное воскресенье устраивать детский крестный ход со свечами, ведь, по преданию, именно в этот день Господь благословил детей. Я все эти годы старался объединить восточную красоту с русской духовностью. У нас есть совершенно особенные службы, например, Чин погребения в Великую пятницу, во время которого часть молитв поется на арабском языке.

— Есть ли у Вас в Москве любимые святыни? А в Вашем храме?

— Конечно. Казанская икона Божией Матери в Елоховском соборе, мощи святителя Филарета, митрополита Московского, в Храме Христа Спасителя, по благословению которого в 1848 году было в первый раз основано Антиохийское подворье. У нас в храме — икона Божией Матери «Нечаянная Радость»; когда я в Москве, всегда читаю по воскресеньям акафист перед этим образом.

— Есть ли у ближневосточных христиан какие-либо особые традиции, связанные с Великим постом?

— Между приходами Великим постом происходит обмен проповедниками: священники посещают разные храмы в городе, и люди очень ждут эти проповеди.

— Вы рассказывали, что поначалу Вам было трудно совершать свое служение на чужбине. Сначала учеба в Московской духовной академии, изучение иностранных языков, затем служение на приходе в непростых советских реалиях… Что Вас поддерживало и давало силы? Как пастырю устоять и не выгореть?

— Я очень почитаю Божию Матерь, к Которой всегда обращался и обращаюсь с молитвой о ходатайстве перед Ее Сыном.

— В своих выступлениях Вы неоднократно говорили, что между Антиохийской и Русской Церквами существуют особые отношения. В чем причина такой близости?

— Этому есть исторические предпосылки. Так, первый иерарх Русской Церкви Михаил был родом из Сирии, впоследствии именно Антиохийский Патриарх первым рекомендовал Константинополю дать автокефалию Русской Церкви. Визит Патриарха Макария в Россию в середине XVII столетия, описанный его сыном диаконом, несомненно, имел историческое и духовное значение.

При турецкой власти на Востоке Русская Церковь защищала Антиохийский Патриархат, материально помогала православным антиохийцам — это послужило причиной открытия нашего подворья в Москве. Русская Православная Церковь первой признала в 1890 году Антиохийского Патриарха араба, по согласованию с ней была основана наша епархия в США. Многие наши митрополиты окончили Киевскую и Казанскую духовные академии. И приснопамятный Патриарх Игнатий получил русское богословское образование в Париже. Я помню таких ярких антиохийских иерархов, как Патриарх Александр (Тахан; 1869-1958), митрополит Эмесский Александр, митрополит Лаодикийский Гавриил, митрополит Аккарский Епифаний, епископ Игнатий (Аббуррусс), который в свое время был представителем Антиохийского Патриархата в России. Кстати, именно он закрыл глаза после смерти святому праведному Иоанну Кронштадтскому, с которым они дружили. Эти выдающиеся личности были мне в юности примером, и через них я приобрел первую симпатию к России.

Беседовала А. Мага

Императорское православное палестинское общество выступило с инициативой сбора гуманитарной помощи народу Сирии

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Посещение центрального офиса добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Святейший Патриарх Кирилл: Священник не должен превращать приход в закрытое сообщество приближенных

МИД России выразил надежду, что Сирия и впредь останется родиной для всех своих граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности

Святейший Патриарх Кирилл выразил сочувствие и полную поддержку Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви

Состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна

Святейший Патриарх Кирилл выразил сочувствие и полную поддержку Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Глубокая вера русского народа неизменна

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период