Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Волоколамского Илариона к братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

Слово митрополита Волоколамского Илариона к братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
Версия для печати
17 апреля 2013 г. 10:36

14 апреля 2013 года, в неделю четвертую Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Ему сослужили викарий Киевской митрополии епископ Бородянский Варсонофий, игумен обители архимандрит Иеремия, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. На уставной трапезе председатель ОВЦС обратился к братии со словом назидания.

Сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который просил меня передать всем вам свое Первосвятительское благословение и надеется, Богу содействующу, в скором времени посетить сию святую обитель, дорогую его сердцу. Еще до того, как стать Патриархом Московским и всея Руси, он многократно посещал Свято-Пантелеимонов монастырь, а также другие обители и скиты Святой Афонской Горы.

Сегодня мы празднуем память святого Иоанна Лествичника. Неслучайно Святая Церковь установила это празднование в дни Великого поста, когда мы сугубо трудимся для преуспеяния в духовной жизни. В эти дни мы также особо задумываемся о смысле жизни монашеской. Преподобный Иоанн Лествичник в своей книге, которую прочитали многие поколения иноков на протяжении многих веков, изображает весь путь монашеской жизни как лестницу из тридцати ступенек. И каждая из ступеней содержит либо преодоление одного из пороков и недостатков, либо достижение той или иной добродетели. Первой ступенью этой лествицы является отречение от мира. А последней и высшей ступенью — Божественная любовь, которая увенчивает все добродетели и является вершиной монашеского восхождения к Богу.

Читая «Лествицу», мы понимаем, что невозможно по этим ступеням восходить последовательно, потому что мы не можем, например, один год или один месяц посвятить борьбе с одной страстью, а потом следующий год или следующий месяц — одолению другой страсти или достижению той или иной добродетели. На самом деле каждую из этих ступеней нам приходится иметь в виду в течение всей нашей монашеской жизни. Каждый из нас, изучая самого себя, хорошо знает, какие у нас недостатки, пороки и страсти греховные, от которых нужно освобождаться, и каких добродетелей нам не хватает, к каковым мы должны стремиться.

Монах — это человек, который каждодневно испытывает свою совесть — и утром, и вечером, и в течение дня. Монах должен спрашивать себя: «Зачем я живу? Действительно ли моя жизнь является восхождением по пути добродетели и преодоления страстей?» Потому что иной раз мы живем как бы по инерции и не чувствуем, куда движемся. Мы ощущаем, что время утекает, а мы как будто бы стоим на месте. На самом деле, в духовной жизни человек никогда не стоит на месте: он либо подымается вверх, либо, сам того не замечая, спускается вниз. И только тот человек является подлинным монахом, который постоянно и ежедневно поднимается по лествице Божественного восхождения.

Не будем думать, что любовь как наивысшая добродетель достижима только на заключительных этапах нашего пути. Любовь должна сопровождать нас на монашеском пути с самого начала и до самого конца. Первая ступень лествицы есть отречение от мира. Разве можно встать на нее, если мы сначала не возлюбили Бога всем сердцем нашим и всей мыслью нашей и всей крепостью и не возлюбили ближнего как самого себя (см. Мк. 12:30-31)? Ради чего отрекаться от мира, если в сердце нет любви?

Поэтому любовь подобна соли, которая приправляет всякую пищу и делает ее съедобной, подобна закваске в тесте, которая помогает ему взойти и превратиться в хлеб. Так и любовь собой осоляет, оплодотворяет и оживотворяет весь путь добродетельной жизни человека. Если ты игумен монастыря, то призван любить своих братьев и через эту любовь научать их пути добродетели. Если выполняешь какое-то иное послушание, например, священнослужителя или монаха или диакона в монастыре, то ты призван с любовью относиться к богослужению, любить благолепие дома Божия и всех, кто приходит в храм. Если ты заботишься о приеме гостей, трудишься в трапезной или еще где-либо, где твое послушание связано с паломниками, то ты призван каждого приходящего в обитель воспринимать как дорого гостя и служить ему так, как Сам Христос служил Своим ученикам, когда умывал им ноги.

Нет такого послушания в монастыре, которое не было бы связано с любовью и не требовало бы любви для своего исполнения. И только то послушание исполняется нами так, как заповедали святые отцы, которое совершается со смирением и любовью, без ропота, сопротивления, страстного возбуждения внутри нас, как бывает иной раз, когда человек исполняет послушание лишь внешним образом, потому что ему это благословлено, а сердце его находится где-то далеко.

Именно то, что нам поручает Церковь, является подвигом, который мы призваны нести, — не то, чего мы сами хотим или домогаемся, но то, что поручила Святая Церковь. Одним Церковь вручила высокое и ответственное служение, а другим дает служение более скромное. Но нет такого послушания, которое не требовало бы полной отдачи сил. Нет такого служения, которое можно было бы исполнить без любви в сердце.

Любовь невозможно выработать в себе путем каких-либо упражнений или усилий. Любовь — это дар Божий, но дается он нам, прежде всего, за смирение, за послушание и за отсечение своей воли. Об этом напоминает нам лествица добродетелей, о которой писал преподобный Иоанн Лествичник. Книгу эту читают не только монахи, но и миряне, потому что очень многое из того, что говорит преподобный Иоанн Лествичник, обращаясь к инокам, имеет самое прямое отношение и к людям, которые живут в миру, связаны узами семейной жизни и не только выполняют церковное послушание, но и занимаются своей профессиональной деятельностью.

Нельзя идти по жизни, не восходя по пути, ведущему в Царствие Небесное, потому что в конечном итоге в Царствии Небесном не будет разделения на монахов и мирян, на тех, которые получили великую или малую схиму, которые были возведены в священный сан или же нет. В Царствии Небесном каждый человек, который удостоится туда войти, будет священником Бога Вышнего, будет созерцать Бога лицом к лицу.

Наша земная жизнь здесь, в каком бы сане или чине мы ее не проводили, является предвкушением будущих благ, но также и их залогом, потому что только тот человек, который приобщился к Царству Божию на земле, удостоится его и после смерти. И только тот человек, который встретил Христа при жизни, и за порогом смерти его встретит. Только тот, кто имел Бога в своем сердце, увидит Бога и тогда, когда перейдет за черту смерти. И только тот человек, который в жизни своей явил любовь по отношению к Богу и ближним, удостоится пребывания в Царствии любви — Царствии Божием, в котором для каждого из нас есть место, — и для священников, и для тех, кто не имеет священного сана, и для монахов, и для мирян — для всех, кого призвал Господь в Свою Святую Церковь. Аминь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриаршее поздравление по случаю престольного праздника Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря [Патриарх : Приветствия и обращения]

В день памяти всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, митрополит Каширский Феогност совершил Литургию на московском подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию на московском подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольные торжества храма великомученика Никиты на московском подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

Представитель ОВЦС принял участие в экспертной дискуссии, организованной Международным Комитетом Красного Креста

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие приветствия и обращения

Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства

Поздравительный адрес членов Священного Синода Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации

Обращение епископа Верейского Пантелеимона о срочной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям

Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения

Слово архимандрита Никандра (Пилишина) при наречении во епископа Наро-Фоминского

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства

Поздравительный адрес членов Священного Синода Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации

Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства