Об участии мирян в жизни приходской общины порталу «Приходы» рассказал управляющий Юго-восточным викариатством Москвы и викариатством Новых территорий, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва.
Оживление приходской деятельности является одной из важнейших задач, стоящих ныне перед церковным сообществом. Некоторые ошибочно полагают, что разрешение этой задачи всецело лежит на приходском духовенстве. Безусловно, роль пастыря на приходе огромна, зачастую именно пастырская деятельность сплачивает прихожан и определяет, так сказать, лицо прихода. Но сила пастыря ― в единении с пасомыми, ибо пастырь без паствы может пасти только самого себя, что невозможно с точки зрения православной экклезиологии ― учения о Церкви. Отсюда очевидно, что оживление приходской деятельности невозможно без участия народа Божия ― членов прихода и, прежде всего тех, кто составляет приходской актив, то есть активных прихожан.
Но что значит понятие «активный прихожанин»? По нашему мнению, активный прихожанин должен соответствовать, по крайней мере, некоторым из нижеприведенных качеств. Он должен быть, прежде всего, регулярным участником богослужений, совершающихся в данном приходе. Он должен принимать участие в евхаристической жизни прихода, не реже одного раза в год (как это было установлено в дореволюционной России), а в идеале ― ежемесячно приобщаться Святых Христовых Таин в данном приходе. Молитвенное участие в жизни прихода является одной из определяющих характеристик активного прихожанина.
Подобно тому, как жизнь организма проявляется в дыхании и движении, так и жизнь Церкви заключается в истинной и действительной любви к Богу, которая проявляется в молитве и в деятельности, вызываемой любовью к ближнему (см. Рим. 5:5, 8:14-16). Тот, кто остается бесчувственным к бедствиям своего ближнего, обманывает себя, если думает, что у него есть любовь к Богу. Вот почему активные члены прихода должны участвовать в социальной приходской деятельности: помогать нуждающимся, находящимся в тюрьмах, больницах, ― словом, проявлять на деле, а не на словах только свою любовь к ближнему.
Молитва в словах без разумения и без чувства есть только внешнее подобие молитвы (см. 1 Кор. 14:14-16). Но как научиться молиться, как познать смысл молитвенных восклицаний, смысл православного богослужения самим и как помочь это сделать тем, кто рядом с нами? Здесь на помощь нам приходит богословская наука, богословие, то есть слово о Боге. Обучение богословской науке предполагает катехизацию, в которой должны также участвовать активные члены прихода. Это участие может проявляться не только в собственно преподавании богословских дисциплин, но, например, в воспитательной работе в воскресной школе, обучении детей основам нашей веры и введении их в церковную традицию. Катехизаторская и миссионерская деятельность на приходе заключается и в разных формах работы с молодежью, к которой также не должны быть равнодушными активные члены общины.
Ну и, конечно же, активный прихожанин должен радеть о благолепии дома Божия — своего святого храма. По мере сил он должен поддерживать приход своим материальным участием, своей посильной жертвой на содержание храма.
Не следует думать, что для активного участия в приходской жизни храма прихожанин должен обязательно проживать в территориальных границах данного прихода. Не территориальная близость нашего жилища к приходскому храму определяет активность прихожанина, но его участие в богослужебной жизни прихода и приходских инициативах, социальном, миссионерском, катехизаторском и молодежном служении приходской общины.
Портал «Приходы»/Патриархия.ru