Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово архимандрита Сергия (Булатникова) при наречении во епископа Клинцовского и Трубчевского

Слово архимандрита Сергия (Булатникова) при наречении во епископа Клинцовского и Трубчевского
Версия для печати
11 июня 2013 г. 19:49

11 июня 2013 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова), клирика Брянской епархии, во епископа Клинцовского и Трубчевского.

При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Преосвященные владыки и пастыри Церкви Христовой!

Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне суждено быть епископом Церкви Христовой в ставшем для меня родным Брянском крае, где я пребываю уже около 20 лет. В юности я возжелал монашеского жития, стремясь поступать по послушанию. Благословение Святейшего Патриарха я воспринял как послушание Церкви.

Ныне, предстоя перед вами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея» (молитва на сон грядущим 7-я, св. Иоанна Златоуста).

Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании.

Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинградской духовной академии. Однако подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути.

Господь судил мне в моей жизни видеть и Церковь гонимую и молчащую, и Церковь, обретшую свободу и в силе благовествующую слово Божие.

По окончании Ленинградской духовной академии, Господь меня призвал к служению в родной город Санкт-Петербург. Это было время возрождения, когда Церковь восставала из руин. Во Всехсвятской церкви города Приозерска, а затем Свято-Троицком Зеленецком монастыре сподобил и меня Господь потрудиться на восстановлении церковных святынь. Но возрождение поруганных храмов душ человеческих виделось мне более насущной задачей. По приглашению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека я прибыл во вновь образованную Брянскую епархию для устроения монашеской жизни.

В течение почти 20 лет, неся послушание на Брянской земле в должности настоятеля Казанской Площанской пустыни и духовника монашествующих Брянской епархии, я видел, как возрастает и крепнет живая церковь человеческих душ. Мне приходилось по послушанию ездить на вновь открываемые приходы, готовить ставленников для священнослужения и принимать в монастырь для исправления оступившихся священников, совершать постриги в мужских и женских монастырях.

И вот теперь, когда Священноначалие призывает меня к высшему служению в епископском достоинстве, разумею, что это служение основано прежде всего не на власти и силе, а на делах благих, труде и подвиге. Действительно, легко ли «для всех сделаться всем» (1 Кор. 9:22)? Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Легко ли суметь одного обличить, другому запретить, третьего умолить со всяким долготерпением (2 Тим. 4:2)? Легко ли нести ответственность и за себя, и за паству, и за пастырей? И истинная жизнь епископа есть постоянный труд в заботе и попечении о вверенной ему Богом пастве. Епископ должен хранить веру православную, соблюдать каноны Церкви и установления Священноначалия, быть образцом благочестия. Первейшей заботой епископа является воспитание молодежи — будущего нашей Церкви, с тем чтобы помочь молодым людям найти верный путь в жизни, показать непреходящие моральные ценности, преподать знания о вере в церковноприходских школах и православных гимназиях. Церковь должна позаботиться и о тех, кто забыт, кто не имеет крова над головой и пропитания, кто оставлен на произвол судьбы. Социальное служение есть неотъемлемая часть деятельности нашей Церкви и каждой епархии. Епископ должен воспитать достойных ревностных служителей алтаря, которых немало и теперь, но далеко не столько, сколько нужно было бы для блага и процветания Церкви. Архипастырь должен не отдаляться от своей паствы, быть ближе к народу Божиему. В нем должны видеть не столько церковного администратора, сколько отца, всегда готового помочь, выслушать, дать добрый совет. Взирая на просторы епархий нашей Русской Православной Церкви, это кажется трудновыполнимым. Как прежде, так и ныне актуальны слова Спасителя: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10:2).

В решении об образовании новой епархии на Брянской земле я, как и большинство духовенства Брянской епархии, вижу большой шаг к качественному изменению епархиальной жизни. Ожидая новых святителей Церкви, я не мог полагать, что Господь призовет именно меня, грешного, в их ряды подобно тому, как призвал трудиться в Свой виноградник работников «во единонадесятый час» (Мф. 20:6). Посему смиренно прошу Вас, святители Божии, вознести о мне Ваши святые молитвы, дабы Господь Своей всесильной десницей и благодатью Святого Духа укрепил меня в предстоящем мне великом служении на благо Церкви и Отечества нашего.

В Вашем лице, Святейший Владыка, я вижу добрый образ архипастыря, вдохновляющего клириков и народ Божий смелым словом, неутомимыми трудами на ниве Христовой, назидающего нас к хранению канонов и установлений Церкви, от которой Вы приняли полноту архипастырской власти.

В завершение своего слова склоняю колена в сокрушении сердца моего пред вами, святители Божии, и с упованием на всеукрепляющую благодать Господню отвечаю: «Благословение сие приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю».

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие приветствия и обращения

Поздравление мэра Москвы С.С. Собянина Святейшему Патриарху Кириллу с днем рождения

Слово архимандрита Серафима (Лопухова) при наречении во епископа Ейского и Тимашевского

Слово архимандрита Сергия (Зайчикова) при наречении во епископа Алапаевского и Ирбитского

Слово архимандрита Николая (Пашкова) при наречении во епископа Георгиевского и Прасковейского

Слово архимандрита Макария (Ющенко) при наречении во епископа Горноалтайского и Чемальского

Слово архимандрита Михаила (Малаханова) при наречении во епископа Югорского и Няганского

Слово архимандрита Гавриила (Мельникова) при наречении во епископа Набережночелнинского и Елабужского

Слово архимандрита Феогноста (Ильницкого) при наречении во епископа Бронницкого

Слово архимандрита Вячеслава (Сорокина) при наречении во епископа Канского и Богучанского

Слово архимандрита Саввы (Лесных) при наречении во епископа Армавирского и Лабинского