Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Трудовые договоры на приходе

Версия для печати
29 июня 2013 г. 13:59

Президентом России В.В. Путиным подписан Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"». О новой редакции закона в интервью порталу «Приходы» рассказала руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).

— Изменения, которые были внесены, на первый взгляд, невелики. Так, в одном из абзацев пункта 5 статьи 4: слова «своим собственным установлениям» заменены словами «соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями». В новой редакции он звучит так:

«В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусмотренном своими внутренними установлениями…»

Как бы Вы прокомментировали это изменение в тексте закона?

— Назначение и замена священнослужителей и другого религиозного персонала (включая регентов, алтарников, свещниц и др.) осуществляется в порядке, предусмотренном внутренними установлениями Церкви, в том числе уставами канонических подразделений. Например, устав прихода устанавливает порядок назначения и замены настоятеля прихода.

Государственное (в том числе трудовое) законодательство не может устанавливать никаких правил избрания, назначения и замены священнослужителей и иного религиозного персонала религиозных организаций.

— Пункт 1 статьи 24 гласил: «Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками». Теперь он изложен в следующей редакции: «Религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками»…

— Трудовые договоры с работниками заключаются только в случаях, предусмотренных уставами религиозных организаций. Уставы епархий, приходов, монастырей и подворий Русской Православной Церкви не предусматривают случаи заключения трудовых договоров со священнослужителями. Поэтому епархии, монастыри, приходы, подворья, а также другие канонические подразделения Церкви не заключают и не должны впредь заключать трудовые договоры со священнослужителями (в том числе настоятелями, клиром, диаконами).

Вместе с тем священнослужители имеют необходимые социальные гарантии. Согласно пункту 4 статьи 24 Закона, а также уставам канонических подразделений Церкви священнослужители, наряду с работниками, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— В тексте закона в случаях, когда говорилось о трудовых правоотношениях в религиозных организациях, упоминались как трудовые договоры, так и контракты. Теперь слово «контракт» из него исключено. С чем это связано?

— Термин «трудовой контракт» является устаревшим и не используется в действующей редакции Трудового кодекса Российской Федерации. Поэтому этот термин исключен из текста Закона о свободе совести.

При этом заключенные до вступления в силу закона трудовые контракты сохраняют свою силу.

— Какие еще изменения внесли законодатели?

— Статья 24 дополнена новым пунктом 5, согласно которому религиозные организации вправе в соответствии с внутренними установлениями устанавливать:

— условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала (то есть, в частности, основания их назначения, замены, ответственности перед священноначалием),

— требования к священнослужителям и религиозному персоналу, в том числе в части религиозного образования (то есть, в частности, требования к образовательному цензу священнослужителей (религиозного персонала), требования к кандидатам в священнослужители и религиозный персонал, правила их поведения.

В Церкви такие условия и требования устанавливаются централизованно в соответствии с церковными канонами на уровне Священного Синода во главе с Патриархом и других органов управления Церкви.

Государственное законодательство и государственные органы не могут устанавливать условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части религиозного образования.

Портал «Приходы»/Патриархия.ru

Другие документы

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»

О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета