12 октября в 10.00 в РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему: «Теология в светских государствах Европы — информация из первых рук». Пресс-конференция, организатором которой стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, была посвящена обзору системы теологического образования в странах Европы.
Последнее время все чаще поднимается вопрос об опасности клерикализации страны. В качестве примеров этой тенденции называют введение курса «Основ Православной культуры» в школах, рост числа теологических факультетов в светских вузах, перспективы введения теологии в список высшей аттестационной комиссии и признания дипломов духовных школ. Об этом говорится, к примеру, в «письме десяти академиков». Для объективной оценки необходимо поставить этот вопрос в контекст истории и зарубежного опыта.
В пресс-конференции «Теология в светских государствах Европы — информация из первых рук» приняли участие представители Германии, Ирландии, Болгарии, которые рассказали о статусе светского и духовного теологического образования в этих странах, а также доктор исторических наук, профессор кафедры теологии РГСУ С.Г. Зубанова и доктор экономических наук, декан социологического ф-та ПСТГУ, зам. декана социологического ф-та МГУ И.П. Рязанцев. Вел пресс-конференцию В.Р. Легойда, кандидат политических наук, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома».
С самого начала был затронут вопрос о ненаучности богословия, к чему апеллируют авторы «письма десяти».
«Трудно поверить, что такое письмо написали ученые», — заметил проф. Вальтер Ойлер, директора Института изучения наследия Николая Кузанского (г. Трир, Германия). По словам профессора, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими.
В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о признании дипломов и научных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ. В России государство не признает эти дипломы, т.е. семинарист, проучившийся пять лет, по нашим законам—– это человек без высшего образования. В Германии духовные школы приравниваются светским вузам — их выпускники получают такие же дипломы, как и выпускники светских теологических факультетов. Как сообщает проф. К.-Х. Фельми (Германия), пастыри со степенью кандидата или доктора теологии могут преподавать в светских вузах, а их дипломы котируются наряду с дипломами светских университетов. С другой стороны после окончания светского теологического факультета можно получить сан. В Болгарии также теологический факультет Софийского университета выполняет ту же роль, что духовные семинарии и академии в России — т.е. готовит священнослужителей.
Должны существовать разные формы присутствия теологии в системе высшего образования, считает проф. Брендан Лихи, профессор теологии (колледж св. Патрика, Мэйнут, Национальный университет Ирландии, Мэйнут): факультеты в университетах, межфакультетские и межуниверситетские кафедры, отдельные институты. «Богословие нельзя прогнать из государственных или частных университетов. Церковь и верующие являются частью общества, и богословие может только обогатить палитру университетского академического образования», — заключил проф. Ангел Николов, профессор факультета истории (Софийский университет, Болгария).
Отдельно остановились на преподавании Основ православной культуры в школе. Опыт Англии предусматривает возможность для любой религиозной организации вести преподавание в школе на основе соответствующего религиозного мировоззрения, сообщил проф. Брендан Лихи. Проф. К.-Х. Фельми заметил, что в Германии школы не подразделяются на конфессиональные и не конфессиональные, но при этом в школьную программу обязательно входит урок по религии. «Это очень важно, отсутствие такого урока чревато возникновением духовного вакуума, потому что в человеке живет потребность задавать эти вопросы: о смысле жизни, что есть добро и зло», — считает профессор. С недавнего времени началось преподавание курса по исламу в школе. Позиция государства такова, что оно следит за содержанием всех конфессиональных образовательных программ: «Государству важно знать, что на уроках по исламу одновременно не ведется подготовка террористов».
«Государственные требования к программам школ и вузов должны быть гибкими и сочетаться с возможностью дать людям следовать убеждениям», — считает Ангел Николов. В Болгарии предмет «Основы христианской религии», соответствующий нашему ОПК, является частью официальной школьной программы, но преподается факультативно по желанию родителей. Одновременно с этим есть предмет «Основы религии», обязательный для всех учащихся.
Диалог показал, что для зарубежных теологов во многом вообще не понятны проблемы, затронутые в письме десяти академиков. Во многих светских европейских государствах эти вопросы давно решены, и порой гораздо радикальнее, чем в России.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru