Заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, организатор службы добровольцев, член попечительского совета православной службы помощи «Милосердие» Марина Васильева прокомментировала проект проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)».
На днях в Государственную Думу был внесен новый проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)». В соответствии с решением профильного комитета законопроект может поступить на рассмотрение Госдумы в первом чтении в октябре 2013 года. Предыдущий проект закона широко обсуждался зимой и вызвал целый ряд негативных откликов среди представителей различных добровольческих организаций.
В текущей редакции законопроекта некоторые высказанные ранее замечания были учтены. Так, был устранен ряд юридических недоработок, исключены нормы о создании федерального уполномоченного органа в сфере добровольчества, уточнены цели и виды добровольческой деятельности, исключена норма о том, что привлекать добровольцев к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой деятельности, являющийся органом государственной власти.
Вместе с тем ряд положений нового проекта, как и целесообразность разработки самого закона, по-прежнему вызывает вопросы.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы исходят из необходимости уточнить понятие добровольческой деятельности и отделить его от понятия благотворительности. Однако следует напомнить, что вполне конкретное определение добровольческой деятельности дано в законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: «Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». Никаких новых, необходимых для развития добровольческой деятельности норм, законопроект практически не содержит.
В рамках действующего законодательства организации могут привлекать добровольцев, заключать с ними гражданско-правовые договоры, компенсировать расходы, связанные с добровольческой деятельностью. Добровольцы, в свою очередь, могут беспрепятственно помогать нуждающимся, и имеют все возможности для выбора видов своей деятельности.
В православной службе помощи «Милосердие» сожалеют о том, что новый текст законопроекта не был согласован с ключевыми общественными организациями и добровольческими объединениями, которые высказывали свои претензии ранее. Известно, что многие добровольческие организации выступили принципиально против самой идеи отдельного закона в сфере добровольчества. Большинство этих организаций объединяет тех людей, которые регулярно помогают детям-сиротам, инвалидам, пожилым, бездомным. Среди них много православных воцерковленных людей, которые искренне желают безвозмездно принести пользу ближним и своему Отечеству.
Позиция этих людей должна быть учтена законодателями в первую очередь, потому что именно эти люди составляют подлинное гражданское общество, которое перешло от слов к делам. Для них добровольчество — не акции от случая к случаю, а постоянное служение, от которого часто зависит жизнь и судьба других людей — одиноких стариков в домах престарелых, детей-сирот в отделениях отказников и в детских домах, инвалидов в психоневрологических интернатах и домах для детей-инвалидов.
Добровольцы обеспокоены тем, что некоторые нормы законопроекта могут стать препятствием для их повседневного служения. Так, в законопроекте указано, что к числу организаторов добровольческой деятельности в первую очередь относятся органы государственной власти. На местном уровне это может получить такую трактовку, которая сильно затруднит помощь добровольцев из НКО в государственных учреждениях здравоохранения и социальной сферы.
Эти учреждения, в соответствии с законопроектом, получат рекомендации по привлечению добровольцев от федерального органа исполнительной власти. Добровольцы обеспокоены тем, что в рекомендации могут войти пожелания о сотрудничестве только с зарегистрированными волонтерами, а это значит, что юридически не обязательная регистрация добровольцев может стать фактически необходимой.
Также, в соответствии с законопроектом, добровольцы обязаны сохранять конфиденциальность информации, полученной при осуществлении добровольческой деятельности. С одной стороны, это полезная норма, необходимая для защиты личной информации о подопечных. Но непонятно, как она будет применяться в том случае, если, например, добровольцу станут известны факты издевательств воспитателей над детьми в детских домах. Важно, чтобы в данном случае доброволец не был ограничен в своем праве привлечь внимание общественности к этой проблеме.
Доброе дело не всегда нужно оформлять в четкие бюрократические или законодательные рамки. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая», — говорится в Евангелии (Мф. 6:3). Необходимо учитывать интересы многих людей, которые не желают регистрировать свою деятельность, вставать на учет в государственных организациях и получать идентификационные номера добровольца.
Важно, чтобы законодатели предложили реальные меры стимулирования и поддержки развития добровольчества, облегчения функционирования НКО, объединяющих добровольцев, облегчили доступ добровольцев в закрытые социальные и медицинские учреждения, где люди часто умирают от недостатка ухода, внимания и доброго слова. Представляется целесообразным, чтобы помощь ближним и развитие гражданского общества стали ключевыми понятиями в подходе к добровольческой деятельности.
Милосердие.ru/Патриархия.ru