С 25 сентября по 22 октября в Государственном Историческом музее проходила выставка «Новомученики и исповедники российские», и в рамках ее, 19 октября, — круглый стол «Значение подвига новомучеников и исповедников в истории России и Русской Православной Церкви», организованный Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом.
В круглом столе принимали участие:
- священник Александр Мазырин, магистр богословия, зам. зав. отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ — доклад «Значение подвига новомучеников и исповедников в истории России и Русской Православной Церкви»;
- Н.Е. Емельянов, проф., зав. каф. Информатики ПСТГУ, зав. Лабораторией ИСА РАН — презентация базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ в.»;
- Н.А. Кривошеева, ст. н. сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ — презентация сборника «Современники о Патриархе Тихоне» (М.: Изд-во ПСТГУ, 2007 г.).
Открывая круглый стол, о. Александр, кратко изложил историю гонений на Церковь в советское время. Сейчас преследование религии советской властью, которую часто называют «безбожной», факт известный, ему не удивляются. Но задумаемся: каковы были причины преследования аполитичной (более того, засвидетельствовавшей свое лояльное отношение к власти) Церкви? Вражда большевиков и РПЦ, по словам о. Александра, носила иррациональный характер, это была вражда духовная, ибо новый режим требовал не только гражданского, но и внутреннего подчинения. Исповедание веры никогда не было официальной причиной преследований, поэтому можно спросить: «А где здесь страдания за Христа?». В протоколе писали что угодно — «контрреволюционная деятельность» или «контрреволюционная агитация», и даже — об одной блаженной — «своей святостью мешала проведению коллективизации». Формулировок было много, но суть оставалась прежней… Но ради кого, ради чего столько людей — как выдающихся, так и вполне обычных, шли на смерть?
По мнению о. Александра, роль подвига новомучеников до сих пор недооценена, а разложение советского режима началось еще в 1930-е гг., когда их свидетельство было явлено в полной мере. Видя столь великий подвиг, Господь повернул историю так, что советская власть вынуждена была меняться — или делать вид, что меняется: в начале Великой Отечественной войны Церковь, бывшая на грани физического уничтожения (на свободе — четыре епископа, а еще в 1920-е гг. было около 70), начала возрождаться.
«Татьянин день»/Патриархия.ru