Решение Киевской городской рады о переименовании улицы Январского восстания (на котором находится Киевско-Печерская Лавра, управляемая Украинской Православной Церковью), в честь гетмана Мазепы, преданного в свое время анафеме, вызвало недоумение у насельников обители и православной общественности.
Свое недоумение и возмущение представители Украинской Церкви и братия Киево-Печерской лавры выразили в отношении того факта, что теперь одна из центральных улиц столицы Украины названа именем преданного анафеме клятвопреступника, человека, перешедшего на сторону иноверцев-шведов и изменившего присяге, данной им перед Богом Государю Петру I. В связи с этим Церковь предлагает организовать акции протеста против кощунственного действа киевских властей и выступает за переименование улицы в Лаврскую или же за возвращение ей исторического дореволюционного названия – Никольская, — отмечает ИА «Русская линия».
В то же время представители т.н. «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», возглавляемой отлученным от Церкви Михаилом (Филаретом) Денисенко, выступили с заявлением о том, что якобы анафема с гетмана была снята 90 лет назад. Как сообщил украинскому интернет-изданию «Сегодня» Евстратий Зоря, пресс-секретарь раскольников, снята она была якобы самой Русской Православной Церковью по распоряжению Святейшего Патриарха Тихона в 1918 году.
При этом представитель «Киевского Патриархата» сослался на книгу архиепископа Никона Рклицкого «Митрополит Антоний Храповицкий и его время», согласно которой, «в восемнадцатом году к владыке Антонию, который был киевским митрополитом, пришли «самостийники» и попросили его отслужить поминальную службу по Мазепе на Софиевской площади на очередную годовщину Полтавской битвы».
По утверждению архиепископа Никона Рклицкого, владыка Антоний якобы послал Патриарху Тихону телеграмму с просьбой снять с Мазепы анафему, без чего поминальную службе справлять было нельзя, а в своем ответе Тихон, сославшись на постановление поместного собора РПЦ 1917-18 гг., который осудил практику накладывания анафемы по политическим мотивам, якобы написал, что она таким образом с Мазепы снята. В итоге, утверждает архиепископ Никон Рклицкий, «на Софиевской площади была отслужена панихида одним из православных викариев по благословению владыки Антония».
Между тем, данное утверждение автора книги не находит подтверждения ни в одном из многочисленных источников по истории гетманской Украины 1918 года и, таким образом, скорее всего, не только недостоверно, но и бросает тень на личность святителя Патриарха Тихона.
Комментируя эти выступления, Василий Анисимов, пресс-секретарь Украинской Православной Церкви, сообщил интернет-изданию «Сегодня», что в подтверждение заявления филаретовцев о снятии анафемы с Мазепы, кроме ссылки на вышеупомянутую книгу, нет. «Никаких документов, подтверждающих это, ни в архивах Московской Патриархии, ни у нас нет. Да и вообще, ни один иерарх Церкви, даже если он Патриарх, не может снять анафему. Это может сделать только Синод Церкви, но он таких решений в отношении Мазепы не принимал», — отметил В. Анисимов.
Что касается утверждения, что анафеме Мазепа был предан по политическим мотивам, то, по словам пресс-секретаря УПЦ, это не соответствует действительности, так как он был клятвопреступником и перешел на сторону инославных шведов, которые по вероисповеданию были лютеранами. «Позиция нашей Церкви к переименованию улицы отрицательная, о чем говорится в нашем официальном заявлении. Напомню, кстати, что в Лавре покоятся останки Кочубея и Искры, которых Мазепа казнил по лживому обвинению», — заключил В. Анисимов.
Патриархия.ru