14 ноября на пересечении Шпалерной и Таврической улиц в Петербурге был открыт памятник герою Первой мировой войны генералу Алексею Алексеевичу Брусилову.
Авторы памятника — скульптор Ян Нейман и архитектор Станислав Одновалов. Место установки памятника выбрано неслучайно: с одной стороны, недалеко находилась Офицерская кавалерийская школа, где преподавал Брусилов, с другой — Аракчеевские казармы, где он проживал.
Чин освящения памятника совершил благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. «Я рад, что Господь сподобил меня освятить памятник этому замечательному человеку, патриоту России, — сообщил отец Владимир корреспонденту "Воды живой". — Брусилов жил в нелегкие времена, когда правительства менялись; его сына расстреляли белые, а невестку — красные. Но генерал при всех сменах власти понимал свою ответственность перед Родиной. Продолжая служить России, Брусилов принял активное участие в формировании новой Красной Армии, и его роль в становлении наших вооруженных сил велика».
Как отметил на церемонии открытия памятника председатель комитета по культуре при администрации Санкт-Петербурга Николай Буров, «Брусиловский прорыв, благодаря которому известен генерал Брусилов, был гениальным, но был бездарно загублен политиками той эпохи». «Брусилов, на мой взгляд, великий русский человек. Велик он, во-первых, своими деяниями, во-вторых — любовью к Родине, которую он проявлял всегда — и в военных деяниях, и в человеческих. Брусилов, поднявшись над сословными предрассудками, остался верен своей главной привязанности — России», — заметил Николай Витальевич.
«Внешне Брусилов был особенным, не похожим ни на кого. Друзья помогли мне собрать иконографический материал, который не был нигде опубликован, — поделился своими воспоминаниями о работе скульптор Ян Нейман. – В итоге облик генерала складывался из мелочей». По словам Яна Неймана, некогда военный корреспондент газеты «Таймс» в своем репортаже с фронта назвал Брусилова «самым изящным русским генералом». «Таким я и попытался его представить», — сказал скульптор.
Архитектор Станислав Одновалов добавил: «Этот памятник необычный, не бюст, и не скульптура в полный рост, а полуфигура. Такой памятник в Петербурге пока один».
Постамент памятника оформлен в виде суровой, необработанной скалы, с символическими отверстиями «от пуль». А полированный треугольник посередине, по словам архитектора, символизирует знаменитый Брусиловский прорыв. «Здесь мне хотелось показать тяжелое, несчастное время — четырнадцать миллионов наших мужиков полегло, а об этом сейчас никто не вспоминает», — сказал Станислав Одновалов.
Информационная служба «Вода живая»/Патриархия.ru