На торжественном приеме в Кремле по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к Президенту России В.В. Путину с приветственным словом.
Ваше Высокопревосходительство, многоуважаемый Владимир Владимирович!
Сердечно приветствую Вас, от лица всех участников торжественного празднования девяностолетия восстановления Патриаршества в Русской Церкви.
Введение в Русской Православной Церкви Патриаршего управления относится к XVI веку. Общее для всех кругов общества, как светского, так и духовного желание видеть во главе самостоятельной (автокефальной) Русской Церкви Патриарха было вызвано потребностями времени и оказало положительное влияние не только на жизнь Церкви, но и на устроение российского государства.
Реформы Петра Первого серьезно изменили положение Церкви. В системе государственно-церковных взаимоотношений, выстроенных в соответствии с представлениями императора, не нашлось места Патриаршеству. На долгих два века Церковь оказалась лишена возможности жить в соответствии с каноническими нормами, предписывающими возглавление ее «первым епископом».
Вместе с тем, вполне оправданным будет утверждение, что возрождение Патриаршества по решению Поместного собора 1917 года стало ответом Церкви на ужас революции, террора и вообще всякого рода проявления нестабильности и деструктивности, неминуемо обнаруживающихся в периоды социальных потрясений.
Патриаршее служение XX века отмечено знаком исповедничества. Московские Первосвятители прошлого столетия, начиная со святителя Тихона, неся на своих плечах тяжелое бремя ответственности, восходя на престол Патриаршества, становились страдальцами в гонениях за имя Христово (1 Пет. 4:14), подавая добрый пример терпения скорбей и злоключений.
Однако их труды принесли благие плоды, ибо, благодаря им, Православие не только сохранилось в нашем Отечестве, но Церковь смогла избежать уклонения в идеологию сектантского изоляционизма, сохранить влияние на общество.
В результате, когда государственная власть осознала ложность открытой антицерковной политики, она смогла обрести в Церкви серьезного социального партнера, заинтересованного в решении задач, стоящих перед нашим обществом.
Последние десятилетия нашей церковной истории указывают нам, что происходящее ныне возрождение Православия в России, на Украине, Белоруссии, Молдавии, Прибалтике в республиках Средней Азии и на всей канонической территории Русской Православной Церкви, было основано на фундаменте, заложенном Святейшими Патриархами семнадцатого столетия, и подготовлено молитвами и трудами Наших предшественников века двадцатого, полагавших в суровые годы испытаний все свои силы ради блага Церкви и народа Божьего.
В связи с этим особенно важно упомянуть о необходимости постепенного врачевания духовных ран, нанесенных обществу в результате осуществления политики атеизма. Сегодня наши сограждане нуждаются в восстановлении преемства со своей исторической, культурной, духовной традицией, от которой они были насильно отторгнуты. Особенно это значимо в отношении молодых людей, и потому важно, чтобы современное образование давало юношеству достаточные знания о традициях и духовных корнях своего народа. Нам всем необходимо заботиться о том, чтобы молодое поколение было проникнуто любовью к Родине, однако для того, чтобы ее любить нужно знать ее историю, традиции и культуру.
Мы поддерживаем Вашу инициативу относительно улучшения демографической ситуации, но решить этот вопрос исключительно экономическими методами невозможно. Необходимо улучшение нравственной атмосферы в обществе. Сейчас многие теле- и радиопрограммы демонстрируют принципиальную допустимость откровенно порочного, нравственно безответственного поведения. Это заставляет задуматься об определении моральных критериев и границ дозволенного в сфере деятельности средств массовой информации. Думается, нашему обществу сегодня крайне необходим Общественный совет по вопросам нравственности, который взял бы на себя соответствующие регулирующие функции.
Вместе с тем, следует сказать, что государственная власть демонстрирует внимание к нуждам традиционных конфессий, свидетельством чего является, в частности, проведение программы финансирования восстановления и поддержки памятников истории и архитектуры религиозного значения. Однако вопрос о возвращении Церкви некогда изъятого у нее имущества пока еще не получил разрешения. Тем не менее, мы надеемся, на понимание в данном отношении, уповая, что забота государства о духовных нуждах своих граждан станет основанием для благополучного урегулирования данной ситуации.
Не менее значимым представляется сегодня вопрос понимания государством кадровых нужд религиозных организаций. Церковь предпринимает огромные усилия для того, чтобы дать народу достойных пастырей, способных свидетельствовать об Истине в условиях современного мира. Между тем отсутствие законодательно оформленных отсрочек для студентов духовных учебных заведений зачастую серьезно осложняет положение в системе духовного образования. В годы репрессий расстреляно более трехсот тысяч лиц духовного звания. Была разрушена система духовного образования, воссоздать которую в полноте за полтора десятилетия невозможно. И призыв в армию учащихся семинарий серьезно осложняет решение данной проблемы.
В завершение следует сказать, что опыт десятилетий советской эпохи может послужить осознанию многих исторических уроков прошлого и выстраиванию государственно-конфессиональных отношений, приемлемых и полезных для обеих сторон.
Убежден, что у российского государства и Русской Православной Церкви на сегодняшний день имеется обширное поле для совместной деятельности на благо всего многонационального народа нашей страны.