Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью телеканалу «Россия» (Вести, 13 декабря 2007 года).
— Ваше Святейшество, позвольте сначала поздравить с присвоением Вам Русским биографическим институтом премии «Человек года». Эта премия традиционно подводит итоги уходящего года. Какие важные вехи в жизни Церкви вы могли мы отметить за этот период?
— Благодарю за поздравление. Я воспринимаю эту премию не как личную награду, а как оценку деятельности всей Русской Православной Церкви, которая на протяжении минувшего года (так же, как и раньше, как будет и в будущем), внесла свой вклад в единство, в собирание русского рассеяния. Я думаю, что главным событием в минувшем году было подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, которое состоялось 17 мая. После этого большая группа иерархов, духовенства Московского Патриархата и хор Сретенского монастыря посетили многие епархии и приходы Русской Зарубежной Церкви в разных странах Европы, Северной Америки и Австралии. Мы сейчас единая Церковь, поэтому в наших богослужениях теперь часто принимают участие иерархи Русской Зарубежной Церкви. Будучи в конце ноября в Германии, я служил в зарубежном приходе — кафедральном соборе Мюнхена — молебен с акафистом и встретился со всей русской общиной. Впервые Предстоятель Русской Православной Церкви переступил порог храма Зарубежной Церкви и был радушно принят — никаких последствий того разделения, того отчуждения, которые были раньше, я не почувствовал.
— Совсем недавно — этой осенью — также отмечалось 90-летие восстановление Патриаршества в Русской Православной Церкви. Скажите, пожалуйста, какую роль сыграл институт Патриаршества в нелегкие для Церкви годы XX века и в новом тысячелетии?
— Восстановление Патриаршества в Русской Православной Церкви произошло в преддверии трагических событий в нашей стране — в период революции, перед гражданской войной и перед репрессиями, которым подверглась Церковь, ее священнослужители. Это было время «Русской Голгофы», на которую взошла Русская Православная Церковь. И очень важно, что в канун этих испытаний было восстановлено ее каноническое управление в лице Святейшего Патриарха Тихона, который принял на себя самый тяжелый крест Первосвятительского служения и пронес его до конца своих дней, до 1925 года.
После этого был период местоблюстительства, и только в 1944 году митрополит Сергий был возведен в сан Патриарха. А в 1945 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви был избран Святейший Патриарх Алексий I. Его Первосвятительское служение продолжалось в течение 25 лет. Это были нелегкие годы, потому что, хотя в послевоенное время открывались обители, возобновляли работу духовные учебные заведения, начиная с 50-х годов вновь пришли трудные времена для Церкви. Период правления Н.С. Хрущева обернулся для нее тяжелыми испытаниями. После Патриарха Алексия в течение 19 лет Русской Церковью управлял Патриарх Пимен. В эти годы важно было сохранить Церковь от дальнейшего разрушения.
В 1990 году Поместный Собор избрал меня на Первосвятительское служение, и на мою долю выпало восстановить то, что было разрушено. Это было нелегким делом, поскольку требовалось не только реставрировать и воссоздавать стены храмов и монастырей, но и восстанавливать души людей, которые были исковерканы режимом и идеологией. Мы благодарны Богу, что в эти годы по Его милости открывались тысячи храмов, сотни монастырей. Множество людей приходило к Богу, осознавало, что без веры нельзя жить. И часто мы говорим словами Псалмопевца: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9).
Вступив в XXI век, Церковь продолжает укрепляться, но и задач, которых стоят перед ней, много: нужно осуществлять социальную деятельность, готовить кадры Русской Православной Церкви. Много людей сейчас уезжают за рубеж, где образовывают общины и обращаются к нам с просьбой открыть православные приходы. На сегодня около 400 приходов имеет за рубежом Московский Патриархат и около 300 приходов — Русская Зарубежная Церковь. Таким образом, сотни приходов сейчас духовно окормляют наших соотечественников за границей. Я считаю, что очень важно собирать русский мир, пребывающие в рассеянии соотечественники через православные приходы чувствуют свою живую связь с Родиной и с Церковью, со своим народом. И очень важно не потерять эту живую связь со своей Церковью, со своей культурой, своим языком.
— Ваше Святейшество, в наступающем году в России должен появиться новый Президент. В частности, этой неделе, например, была предложена кандидатура Дмитрия Анатольевича Медведева. Какие ожидания связывает Русская Православная Церковь со сменой главы исполнительной власти в России, и в каком направлении, по Вашему мнению, должны развиваться отношения Церкви со светским обществом?
— Начиная с 90-х годов, в стране были заложены совершенно новые церковно-государственные отношения, характеризующиеся уважительным отношением как Церкви к властям, так и властей — к Церкви. Церковь отделена от государства, но не может быть отделена от общества, потому что народ и составляет Церковь. Установлены партнерские отношения, потому что многие вопросы нам приходится решать совместно — и в социальной области, и при решении проблем сохранения памятников, и в вопросах поддержания межнационального мира, согласия в обществе. Эти партнерские отношения, надеемся, сохранятся при смене руководства государства.
Я сегодня уже высказал свое отношение и к выдвижению нового кандидата в Президенты, и к просьбе Д.А. Медведева, чтобы в случае его избрания Правительство Российской Федерации возглавил В.В. Путин. Конечно, это, наверное, трудный шаг, потому что человеку, который занимает высший пост в государстве, является национальным лидером, нелегко встать на второе место. Но отношение Владимира Владимировича к своему долгу, его любовь к Родине, то, что он сделал для России, я думаю, должны побудить его переступить через эту кажущуюся трудность. Полагаю, что такое сочетание обеспечит преемственность курса, который осуществлялся В.В. Путиным в течение последних восьми лет.
Седмица.ru/Патриархия.ru