Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества

Патриаршее слово на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества
Версия для печати
19 ноября 2007 г. 20:39

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с приветственным словом на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества, который состоялся 19 ноября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые представители государственной власти и традиционных религий, дорогие братья и сестры!

Девяносто лет назад в Храме Христа Спасителя после Божественной Литургии свершилось судьбоносное событие — избрание Патриарха Московского и всея Руси. После двухсотлетнего перерыва в управлении Церковью «первым епископом» и передачи его полномочий созданному светской властью Синоду, на престол Первосвятителей Московских был поставлен Святейший Патриарх Тихон, вошедший в историю как мудрый пастырь и мужественный исповедник.

Состоявшееся избрание одиннадцатого Патриарха спустя два столетия после насильственного упразднения Патриаршества царем Петром I, явилось главным историческим итогом Поместного Собора 1917-1918 годов.

Это событие, проходившее на переломном рубеже эпох, ознаменовало возвращение к каноническим нормам церковного устройства и определило судьбы Православия в нашем Отечестве на протяжении всего ХХ века — исполненного противоречий и трагедий, ставшего горнилом «огненного искушения» (1 Пет. 4:12) не только для Церкви, но и для всего нашего народа.

Значение Патриаршества для Русской Православной Церкви не исчерпывается лишь функциями церковного управления.

В 1589 году Патриаршество на Руси было учреждено решением русских архиереев, которое было подтверждено Восточными православными Патриархами. Однако это было событие не только внутрицерковное, но и государственное, поскольку в нем сплелись как церковные, так и общенациональные интересы. Первосвятитель — духовный символ народного единства, печальник и ходатай за свою паству.

Так было на протяжении всего XVII века, явившего нам замечательные образы: пламенного патриота священномученика Патриарха Ермогена, а также опытного устроителя церковных дел и мудрого советника самодержавной власти — Патриарха Филарета.

В последующие два столетия несмотря на все трудности, пережитые Церковью, в период, когда императорская власть стремилась к осуществлению контроля над всеми сферами церковной жизни, Православие явило величайшие духовные достижения в тех областях, где государственная бюрократия была не всевластной.

XIX век — время расцвета старчества и духовного опыта русских монастырей, время подъема русской церковной науки, расширения сферы духовного образования. Это время святых преподобных Серафима Саровского, Оптинских старцев, великих миссионеров: Иннокентия Московского, Николая Японского, Макария (Невского). Русская Церковь достойно прошла через этот неоднозначный период, сохранив живую веру, и дала христианскому миру в первые же годы жестокого атеистического гонения сотни и тысячи новых мучеников за веру, среди которых были и епископы, и рядовое духовенство, и монашествующие, и миряне.

Гонения на Церковь начались сразу после захвата в России власти большевиками, чье атеистическое мировоззрение приняло агрессивную форму богоборчества и террора против Церкви.

Устами святого Патриарха Тихона Церковь обличала гонителей веры и одновременно предостерегала своих чад от участия в братоубийственных политических распрях, противных христианскому духу.

Труды Первосвятителя не дали осуществиться планам разделения Русского Православия на противоборствующие группировки. Слова «Патриаршая Церковь» стали синонимом верности Христу и готовности пострадать за Него «даже до смерти» (Флп. 2:8).

Именно святитель Тихон, чье понимание народной жизни было глубже любых политических предпочтений, сумел встать над политической борьбой и сохранить Церковь. Осуждая антирелигиозный террор, Патриарх уже весной 1918 года принял решение о невмешательстве Церкви в гражданскую войну, ибо его паства — православный народ — находилась по обе стороны противостояния.

Нелегок был выбор, перед которым оказался святитель Тихон, а впоследствии и его преемник — митрополит Сергий: это был выбор самой судьбы Русской Церкви: уйти ли ей в катакомбы, порвав с гонительницей-властью; или выстоять перед лицом господствующего атеизма, сохраняя легитимность своей иерархии, догматическую чистоту и самим своим зримым присутствием свидетельствуя, что она и есть в мире «столп и утверждение истины».

Митрополит, а впоследствии Патриарх Сергий выбрал последнее ради сохранения Церкви, поступая так по заповеди Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Обладая глубоким пониманием происходящего, митрополит Сергий в двадцатые годы не поддался искушению апокалиптических настроений, царивших среди части русского духовенства и мирян. В своих обращениях к пастве он вместе со многими епископами писал о деснице Божией, неуклонно ведущей каждый народ к предназначенной ему цели. Эта глубокая вера в Божественный Промысел давала силы для преодоления суровых испытаний. Митрополит Сергий сознавал, что эти страшные времена — не последние для Православия на Руси, и что Церковь, когда Богу будет угодно, освободится, но для этого ее нужно сохранить. Чувство глубочайшей ответственности определяло его последовательную борьбу за единство Церкви Христовой.

Твердая вера в Промысел Божий питала патриотизм Русского Первоиерарха. В условиях господства пролетарского интернационализма в 1927 г. в своем послании митрополит Сергий употребил почти запрещенное тогда слово «Родина». Слова о Родине прозвучат и в послании митрополита Сергия, написанном им собственноручно 22 июня 1941 года, в первые часы войны, с призывом защитить страну.

Его патриотические воззвания давали ключ к пониманию духовного смысла борьбы с фашистской чумой. Фактически власть предержащие вынуждены были опираться именно на такую трактовку расстановки сил в войне. Внятный и авторитетный голос Предстоятеля оказался востребованным. С ним вынуждены были считаться. В 1943 году Русской Церковью был избран на Первосвятительское служение Патриарх Сергий. Сколько ему пришлось пережить в эти десятилетия, ведомо только Богу!

Его преемники по Патриаршему Престолу приняли это крестоношение. Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен вступили после него на путь Предстоятельства Церкви, хотя все еще и гонимой и попираемой, однако сохраненной в ее канонической незыблемости и очищенной от расколов и внутренних распрей.

На рубеже 50-60-х годов, в период т.н. «хрущевских» гонений, когда повсеместно закрывались храмы и упразднялись епархии, Святейший Патриарх Алексий вместе с Синодом и епископатом всеми доступными способами пытались противостоять им.

Когда он увидел, что государственная политика по отношению к Церкви стала ужесточаться, и, фактически, началось новое гонение, — решился даже на открытый протест, выступив с яркой апологетической речью на конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года, где было сказано: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».

Люди, близко знавшие тринадцатого Патриарха Московского и всея Руси, неизменно отмечают его глубокую церковность, укорененность в традиционной православной культуре. О нем можно сказать: «Он жил в Церкви, он дышал воздухом Церкви».

В годы Предстоятельства Патриарха Алексия динамично развивались отношения с семьей братских Поместных Церквей, происходил поиск путей сотрудничества со всем христианским сообществом. Это помогло сохраниться многим святыням, выстоять перед лицом угрозы закрытия храмам и монастырям, получившим поддержку со стороны христианского мира.

В 60-70 годы наша Церковь вела активную миротворческую деятельность, стремясь к объединению усилий верующих всего мира в борьбе против «гонки вооружений» и преодоления состояния «холодной войны».

Четырнадцатым Патриархом после учреждения Патриаршества на Руси и четвертым после восстановления Патриаршества стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков).

В семидесятые годы Церковь продолжала испытывать давление со стороны власти, однако и в этих условиях, встречаясь со множеством проблем и искусственно создаваемых трудностей, она продолжала выполнять свою спасительную миссию.

Одним из главных стало для Святейшего Патриарха Пимена попечение о средоточии и сердцевине церковной жизни — о богослужении. В эти непростые годы Церкви удалось достичь определенных успехов в сфере обеспечения литургической деятельности храмов всем необходимым. Эту задачу удалось осуществить благодаря созданию художественно-производственного предприятия «Софрино».

Патриарху Пимену суждено было возглавить празднование знаменательного юбилея — 1000-летия Крещения Руси, накануне которого власти вернули Церкви древнейшую Московскую обитель — Свято-Данилов монастырь. Началось общецерковное возрождение этой порушенной в прошлом святыни. В 1988 году в ней состоялись главные юбилейные торжества. С тех пор монастырь стал духовно-административным центром нашей Церкви.

В июне 1990 года состоялся Поместный собор Русской Православной Церкви, перед которым стояла задача избрать нового пятнадцатого Предстоятеля Русской Церкви и определить основной вектор развития церковной жизни в новых социально-политических условиях.

Перед нами, архипастырями, духовенством и всей Церковной полнотой, стояли совершенно новые задачи, требовавшие принципиально новых подходов. Важнейшая среди них — сохранить единство Русской Церкви в условиях распада Советского Союза, масштабного дезинтеграционного процесса, охватившего не только бывшие союзные республики СССР, но и часть республик Российской Федерации. Необходимо было по-новому выстроить церковно-государственные отношения, укрепить позиции Православия в обществе.

В минувшие годы получила развитие система церковного управления, восстанавливались и строились тысячи храмов в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республиках, странах средней Азии, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата, вновь открывались десятки монастырей, началось массовое издание православной литературы, миллионы новых прихожан заполнили и переполнили храмы. Эти процессы были столь масштабны и столь компактны по времени, что принято было говорить о новом Крещении Руси.

Как и прежде, Церковь наша проявляла пастырское попечение о наших соотечественниках, в рассеянии сущих. Созидались новые православные общины в странах дальнего зарубежья, несмотря на возникавшие сложности, как и прежде, развивалось и укреплялось православное единство и международное сотрудничество. Благословенным результатом непростого и длительного диалога стало восстановления канонического единства внутри Поместной Русской Православной Церкви — 17 мая сего года, в праздник Вознесения Господня в Храме Христа Спасителя был подписан Акт и совершена первая совместная Божественная Литургия с иерархами Русской Зарубежной Церкви. Божьей милостью многолетнее разделение было преодолено.

В наше время перед Русской Православной Церковью, прошедшей через испытания минувшего века, открываются новые перспективы и горизонты для спасительного служения людям. Современные конструктивные взаимоотношения с государством могут быть охарактеризованы как уважительный диалог, социальное партнерство, имеющее главной целью благо Отечества и наших сограждан. Такое сотрудничество благотворно сказывается на развитии всего нашего общества, и Церковь стала одним из значимых его институтов, его неотъемлемой частью, фактором стабильности межнациональных и межрелигиозных отношений. При этом она является хранительницей «живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23) Слова Божия, и продолжает неустанно утверждать в общественном сознании принципы христианской нравственности, предостерегая от подмены прагматическими критериями «единого на потребу» (Лк. 10:42).

Сегодня перед Православием предлежит огромное поле деятельности. К нам вновь обращен Божественный глас, взывающий: «укрепляйся и мужайся и твори: не бойся, ниже страшися, зане Господь Бог … с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя, дондеже совершиши ты все дело служения дому Господня» (1 Пар. 28:20). Наши труды нужны ближним нашим, искусственно оторванным от многовековой традиции Православия и жаждущих услышать живое слово Истины. Нам предстоит осуществить еще много начинаний в области совершенствования миссионерства и катехизации, развития духовного и религиозного образования. И самое главное — мы все должны сделать все возможное для сохранения и приумножения церковного единства, взращенного трудами и кровью мучеников и исповедников двадцатого века.

Девяносто лет назад, обращаясь с посланием к пастве по случаю вступления на Патриарший престол, святитель Тихон молитвенно призывал: «Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные в безвремении». Ныне, в иную историческую эпоху, слова первого Патриарха новейшего времени обретают свое реальное воплощение.

Материалы по теме

На храме, где в 1917 году было принято решение о восстановлении Патриаршества, установлен крест

Святейший Патриарх Алексий благословил установить новое празднование в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Выставка, посвященная 90-летию восстановления Патриаршества, проходит в Крыму

«Церковь отделена от государства, но не от общества». Интервью Святейшего Патриарха Алексия телеканалу «Россия». [Патриарх : Интервью]

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию на Бутовском полигоне

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа и председателя Сената Парламента Республики Казахстан

Издательство Ставропольской духовной семинарии выпустило четырехтомный сборник проповедей священномученика Иоанна Восторгова

В Тверской области молитвенно отметили 95-летие мученической кончины Кимрских новомучеников

Председатель Комиссии по развитию паломничества и принесению святынь возглавил совещание, посвященное подготовке к празднованию 100-летия со дня кончины святителя Тихона

В годовщину интронизации святителя Тихона Предстоятель Русской Церкви совершил молебен в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре [Патриарх : Проповеди]

Молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства