Недавно в Турции, на территориях исторической Западной Армении, побывала научная экспедиция кафедры иранистики Ереванского государственного университета. О том, в каком состоянии ныне находятся армянские памятники, все еще многочисленные в этом регионе, в интервью газете «Голос Армении» рассказал заведующий кафедрой иранистики профессор Гарник Асатрян.
В некоторых армянских церквах и монастырях, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, проводились реставрационные работы, отметил профессор, но состояние большинства армянских памятников он оценил как «плачевное».
Храмы разрушает не только время, но и современные жители Западной Армении — курды, которые разбирают камни армянских храмов на строительство, сообщил ученый. «Больно видеть, как на величественных развалинах пасется скот, — говорит Асатрян. — Некоторые храмы разобраны до фундамента».
Также, по свидетельству ученого, повсеместно осквернены армянские кладбища. Еще в XIX веке, когда армянское население региона стало сокращаться, началась «золотоая лихорадка» — поиск якобы спрятанных армянами кладов, особенно у входов в храмы и на кладбищах. В описаниях путешественников и отчетах дипломатических миссий того времени можно найти массу свидетельств осквернения армянских святынь, связанного с кладоискательством, напомнил Асатрян. В настоящее время сохраняются только церкви и кладбища, расположенные в труднодоступных местах.
Курдский вандализм вряд ли стоит рассматривать как целенаправленное уничтожение армянского культурного наследия на этой земле, считает ученый, тем более что курды очень доброжелательно относятся к армянам и нередко говорят о своих армянских корнях. «Эти люди просто не ведают, что творят. Им нужен камень — они вытаскивают его из памятника архитектуры, хотят разбогатеть — разрушают захоронения в поисках кладов», — рассказывает профессор, объясняя это тем, что курды — традиционно кочевники-скотоводы, в мировоззрении которых отсутствует осознание ценности памятников материальной культуры, тем более архитектуры.
«Они никогда ничего не строили. Дух созидания чужд их ментальности. Ведь еще каких-нибудь 2-3 века назад даже не существовало понятия курдской деревни. Лето они проводили на пастбищах, а в холодное время спускались в зимовья. После изгнания армян со своей исконной земли они просто поселились в брошенных селах. И состояние этих сел очень убогое, но не от бедности, а в силу отсутствия традиций оседлого образа жизни и крайней неприхотливости быта вчерашних кочевников. И даже если им приходится что-то строить, задачи благоустройства, комфорта вообще не ставятся. Естественно, что запреты на разрушение вроде бы охраняемых ЮНЕСКО армянских памятников они тоже не в состоянии воспринять», — говорит ученый.
В отличие от курдов, не придающих никакого значения армянским культурных и духовным ценностям, заза — еще один ираноязычный народ региона, близкий по языку к курдам — считают армянские храмы святынями и очень болезненно воспринимает разрушение армянских памятников, рассказал Асатрян. По свидетельству ученого, заза с гордостью говорят об армянских предках, сильное армянское влияние присутствует даже в их религиозных представлениях.
Акты вандализма, по мнению ученого, происходят при попустительстве властей Турции. Однако ввиду туристического бума правительство заинтересовано в сохранении памятников армянской архитектуры. «Почти все рассчитанные на туристов буклеты, открытки, путеводители, посвященные этому региону, представляют исключительно армянские памятники», — говорит профессор. Несмотря на то, что геноцид армян остается весьма болезненным вопросом для современной Турции, власти, очевидно, считают гораздо более опасным фактором реальное присутствие в регионе миллионов курдов, нежели свидетельства пребывания здесь в прошлом армян.
Помимо вандализма, еще одной причиной разрушения храмов являются периодически вспыхивающие боевые действия между правительственными войсками и курдскими повстанцами.
Так, остались одни руины от очень почитавшегося армянами и заза монастыря Сурб Карапет (святого Иоанна Предтечи), известного также как Халвориванк, в провинции Дерсим. В результате столкновений между боевиками Рабочей партии Курдистана и турецкой армией монастырь был разрушен. Та же участь, по свидетельству профессора Асатряна, постигла известный армянский монастырь Путки в Моксе.
Патриархия.ru