Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

По свидетельству ученых, процесс разрушения армянских храмов на территории Турции продолжается

По свидетельству ученых, процесс разрушения армянских храмов на территории Турции продолжается
Версия для печати
26 ноября 2007 г. 15:33

Недавно в Турции, на территориях исторической Западной Армении, побывала научная экспедиция кафедры иранистики Ереванского государственного университета. О том, в каком состоянии ныне находятся армянские памятники, все еще многочисленные в этом регионе, в интервью газете «Голос Армении» рассказал заведующий кафедрой иранистики профессор Гарник Асатрян.

В некоторых армянских церквах и монастырях, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, проводились реставрационные работы, отметил профессор, но состояние большинства армянских памятников он оценил как «плачевное».

Храмы разрушает не только время, но и современные жители Западной Армении — курды, которые разбирают камни армянских храмов на строительство, сообщил ученый. «Больно видеть, как на величественных развалинах пасется скот, — говорит Асатрян. — Некоторые храмы разобраны до фундамента».

Также, по свидетельству ученого, повсеместно осквернены армянские кладбища. Еще в XIX веке, когда армянское население региона стало сокращаться, началась «золотоая лихорадка» — поиск якобы спрятанных армянами кладов, особенно у входов в храмы и на кладбищах. В описаниях путешественников и отчетах дипломатических миссий того времени можно найти массу свидетельств осквернения армянских святынь, связанного с кладоискательством, напомнил Асатрян. В настоящее время сохраняются только церкви и кладбища, расположенные в труднодоступных местах.

Курдский вандализм вряд ли стоит рассматривать как целенаправленное уничтожение армянского культурного наследия на этой земле, считает ученый, тем более что курды очень доброжелательно относятся к армянам и нередко говорят о своих армянских корнях. «Эти люди просто не ведают, что творят. Им нужен камень — они вытаскивают его из памятника архитектуры, хотят разбогатеть — разрушают захоронения в поисках кладов», — рассказывает профессор, объясняя это тем, что курды — традиционно кочевники-скотоводы, в мировоззрении которых отсутствует осознание ценности памятников материальной культуры, тем более архитектуры.

«Они никогда ничего не строили. Дух созидания чужд их ментальности. Ведь еще каких-нибудь 2-3 века назад даже не существовало понятия курдской деревни. Лето они проводили на пастбищах, а в холодное время спускались в зимовья. После изгнания армян со своей исконной земли они просто поселились в брошенных селах. И состояние этих сел очень убогое, но не от бедности, а в силу отсутствия традиций оседлого образа жизни и крайней неприхотливости быта вчерашних кочевников. И даже если им приходится что-то строить, задачи благоустройства, комфорта вообще не ставятся. Естественно, что запреты на разрушение вроде бы охраняемых ЮНЕСКО армянских памятников они тоже не в состоянии воспринять», — говорит ученый.

В отличие от курдов, не придающих никакого значения армянским культурных и духовным ценностям, заза — еще один ираноязычный народ региона, близкий по языку к курдам — считают армянские храмы святынями и очень болезненно воспринимает разрушение армянских памятников, рассказал Асатрян. По свидетельству ученого, заза с гордостью говорят об армянских предках, сильное армянское влияние присутствует даже в их религиозных представлениях.

Акты вандализма, по мнению ученого, происходят при попустительстве властей Турции. Однако ввиду туристического бума правительство заинтересовано в сохранении памятников армянской архитектуры. «Почти все рассчитанные на туристов буклеты, открытки, путеводители, посвященные этому региону, представляют исключительно армянские памятники», — говорит профессор. Несмотря на то, что геноцид армян остается весьма болезненным вопросом для современной Турции, власти, очевидно, считают гораздо более опасным фактором реальное присутствие в регионе миллионов курдов, нежели свидетельства пребывания здесь в прошлом армян.

Помимо вандализма, еще одной причиной разрушения храмов являются периодически вспыхивающие боевые действия между правительственными войсками и курдскими повстанцами.

Так, остались одни руины от очень почитавшегося армянами и заза монастыря Сурб Карапет (святого Иоанна Предтечи), известного также как Халвориванк, в провинции Дерсим. В результате столкновений между боевиками Рабочей партии Курдистана и турецкой армией монастырь был разрушен. Та же участь, по свидетельству профессора Асатряна, постигла известный армянский монастырь Путки в Моксе.

Патриархия.ru

Материалы по теме

На Волыни подожгли храм, который строила гонимая община Украинской Православной Церкви

Молитвенный дом изгнанной из своего храма православной общины подожгли в украинском селе Коробчино

В Черниговской области Украины совершен поджог храма Украинской Православной Церкви

Осквернен молитвенный дом общины Украинской Православной Церкви в селе Повча Ровенской области

Поздравление Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова [Приветствия и обращения]

Представители Московского Патриархата, Ассирийской Церкви Востока и Армянской Апостольской Церкви провели круглый стол в честь Дня народного единства

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Католикосу всех армян Гарегину II с 25-летием интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Представитель ОВЦС принял участие в круглом столе, посвященном армянской духовной литературе

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Москве состоялся II Всероссийский форум «Хранители храмов России»

23 января в Храме Христа Спасителя состоится первый концерт просветительского проекта «На божественной страже Отечества: история и культурное наследие монастырей России»

В главном храме Вооруженных сил России в подмосковной Кубинке состоялся Рождественский хоровой собор

Прихожане Подворья Русской Православной Церкви в Бейруте провели Рождественскую ярмарку

Издательский Совет провел рождественский праздник в Парке Горького в Москве

Продлен прием заявок на конкурс-фестиваль «Поем колядки всем миром»

Издательский Совет открывает третий сезон конкурса молодых литераторов «Благое начало»

«Чернобыльская Литургия» митрополита Ионафана (Елецких) прозвучала в Москве в исполнении Синодального хора

Состоялось заседание Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Святейший Патриарх Кирилл утвердил Годовой план православных выставок на территории г. Москвы и выставочных мероприятий, организованных синодальными учреждениями в 2025 году