Замеcтитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк призывает верующих не доверять обещаниям «особо благодатных таинств» и «встреч с духоносными старцами», публикуемым некоторым паломническими службами и туристическими фирмами на своих рекламных проспектах.
«К сожалению, сегодня в сфере паломничества часто наблюдается пропаганда утилитарного, прагматичного подхода к посещению святых мест. Однако коммерциализация паломничества, поставление его на поток просто недопустимо», ― заявил владыка Марк 28 ноября на открытии IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность».
Он отметил, что многие неопытные в духовной жизни люди, делающие первые шаги в Церкви, часто черпают знания о паломничестве к той или иной святыне лишь из рекламных листовок сомнительного содержания.
Чаще всего такие листовки обещают паломникам в качестве обязательного пункта программы путешествия «встречу со старцами в глубинке и духоносными отцами», отметил владыка Марк.
«Старец лечит крестом, и к нему также можно будет подойти по жизненным вопросам», ― процитировал он одну из подобных реклам.
Некоторые фирмы, по его словам, «гарантируют» паломникам «особо благодатные церковные таинства». К примеру, одна из паломнических служб пытается привлечь клиентуру рассказом о том, что во время организуемых ею поездок в одном из монастырей «по ночам совершаются таинства соборования, которые посещают автобусы богомольцев».
Владыка Марк отметил также, что нередко многие паломники пытаются во время поездки успеть посетить максимально большее количество святынь. Однако, по его словам, «в отличие от хаджа, православное паломничество не ориентируется на совершение ритуалов».
Царящий сегодня во многих сферах жизни прагматичный подход, по его словам, распространяется и на представления о паломничестве ― люди стремятся к святыням в надежде улучшить личную жизнь, найти работу, повысить материальное благосостояние, «видят смысл паломничества в зримом, гарантированном чуде».
Представитель Московского Патриархата также назвал недопустимым как слащавый и елейный, так и высокопарно-напыщенный стиль и слог, присущий некоторым сотрудникам и руководителям ряда паломнических служб в рассказах о святынях.