Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Новый этап развития духовной жизни Калужского края

Новый этап развития духовной жизни Калужского края
Версия для печати
21 октября 2013 г. 18:39

2 октября 2013 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Калужской области были образованы три новые епархии. Станет ли это процессом раздробления и разъединения или, наоборот, созидания и нового объединения верующих под крылом Церкви? Об этом рассказывает митрополит Калужский и Боровский Климент.

— Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый владыка! Насколько это решение было неожиданным или же оно явилось частью какого-то длительного процесса?

— Создание новых епархий — это естественный процесс. Проповедь Евангелия не может остановиться. Она будет продолжаться до конца истории человечества, и Церковь будет развиваться и расти, и новые епархии будут создаваться и в будущем. Это жизненный процесс Церкви. Это невозможно было делать в советское время, так как идеология государства была заострена на полное уничтожение религии, и развитие церковной структуры было невозможно. С конца 80-х годов, когда идеология государственного атеизма закачалась, сразу стали создаваться новые епархии, открываться монастыри и приходы. О своевременности и важности увеличения количества епархий Русской Православной Церкви неоднократно говорилось на Поместном и Архиерейских Соборах.

Для Калужской епархии это не было неожиданностью. Давно созрела реальная потребность дальнейшего развития церковной жизни. В связи с этим я и вышел с предложением к Святейшему Патриарху Кириллу образовать на территории Калужской епархии новые епископские кафедры.

Мысль о том, что на территории Калужской области одного архиерея недостаточно, у меня появилась давно. В 1996 году по моей просьбе нам дали викарного епископа, архиепископа Георгия (Грязнова), который с большим усердием помогал мне почти 15 лет. В те годы епархия насчитывала чуть более 100 приходов. Сейчас их количество увеличилось в два раза, поэтому создание новых епархий поможет в организации живой, деятельной церковной жизни.

— Как были выбраны территории новых епархий и епархиальные города?

— Определяющими здесь стали следующие факторы. Первое — это протяженность области с севера на юг, и второе — наличие двух важнейших транспортных артерий — федеральных Киевской и Варшавской трасс.

Простой пример. Значительное количество приходов южных районов области были расположены достаточно далеко от епархиального центра. Приходы в Людинове, в Хвастовичском, Куйбышевском, Спас-Деминском и Кировском районах отстоят от Калуги более чем на двести километров. Не только архиерею, епархиальным сотрудникам, представителям отделов неудобно иметь связь с ними, но и самим приходам взаимодействовать с епархией. Отсюда у них выработался комплекс «оставленности». Создание епархий в тех отдаленных районах послужит более тесному взаимодействию административного епархиального центра и приходов, духовенства и мирян. Это очень важно.

Не секрет, что более частое совершение епископом богослужений в приходах способствует развитию приходской жизни, духовному росту прихожан. Епископ — это любящий отец, который распинается за паству каждый день. Он должен чувствовать жизнь народа, быть вместе с ним и в дни радости, и когда ему трудно. Он должен знать условия жизни и проблемы своей паствы, быть рядом. Это проще делать, когда епископ каждый день общается с людьми.

Хочу напомнить слова священномученика Игнатия Богоносца: «где епископ, там и Церковь». В действительности нахождение епископа в городе придает ему особый статус «богоспасаемости». В кафедральном городе духовная жизнь начинает развиваться более полнокровно. С развитием новых епархиальных центров будет расширяться и катехизаторская, и миссионерская работа в этих районах. Поэтому Калужская область в образовании новых епархий только приобретет.

И скажу, что формирование епархий по муниципальным единицам примерно равное. Песоченская епархия имеет 84 муниципальных образования, Козельская — 83, а Калужская — чуть больше 112. И что же мы видим? В Песоченской епархии 84 муниципальных образования, а приходов всего 32. Это определяет особый статус епархии — миссионерский. Ведь в каждом муниципальном образовании, а это несколько населенных пунктов, должно быть хотя бы по одному приходу. В каждом селе должен быть храм, часовня или хотя бы молитвенная комната.

Это большой объем работы. И я очень надеюсь, что с приходом туда епархиального архиерея жизнь в этих районах будет развиваться.

Мы уже отметили, что область имеет две основные автомагистрали: Варшавское и Киевское шоссе. Те районы, которые находятся после Юхнова по Варшавскому шоссе и приходы от Сухиничи по Киевскому шоссе, имеют слабую связь с центром. К примеру, в селе Жерелево Куйбышевского района проживает более тысячи человек, и чтобы доехать до епархии в Калугу, надо проехать на автобусе до районного центра пос. Бетлицы 28 км, затем до Кирова, а оттуда до Калуги еще 180 километров. Также не просто до Калуги добираться и из пос. Еленский Хвастовичского района (230 км от Калуги). И таких сел много.

Для людей важно, чтобы они имели возможность легко добраться и до храма, и до своего епископа. С образованием Козельской и Песоченской епархий правящие архиереи будут чаще посещать все приходы, а мне как главе митрополии нужно будет несколько раз в год приезжать в эти районы. Я думаю, от этого будет только польза для всех.

В Козельской епархии духовным центром стал Козельск. Там есть еще такие города: Жиздра, Людиново, Сосенский, Сухиничи. В них уже налажена богослужебная и духовная жизнь. Козельск стал центром епархии по той причине, что рядом находится известная Оптина пустынь, а также монастыри в Шамордино и Клыкове. Хотя два из них ставропигиальные, но духовенство и миряне стремятся чаще посещать их, и создание здесь епархиального центра будет способствовать росту духовных связей. Приезжая в епархию, можно всегда побывать в этих обителях и поклониться святыням. Кроме того, Козельск является городом воинской славы, известен по всей России своими военными подвигами, многочисленными храмами. Как епархиальный центр он удобен еще и потому, что имеет хорошую транспортную развязку.

Кафедральный город Людиново давно известен как кафедра калужских викариев.

Если взять Песоченскую епархию, то Киров является своеобразным центром для соседних районов: Куйбышевского, Спас–Деменского и Барятинского. Жители указанных районов часто приезжают в Киров по своим делам. Последнее время он был центром благочиния. Поэтому именно Киров выбран как епархиальный центр. Второй кафедральный город, Юхнов, стоит на пресечении дорог Калуга — Вязьма и Варшавского шоссе. Такое расположение городов должно помочь организовать хорошую связь между приходами в разных частях епархии, развивать миссионерскую, просветительскую, литургическую жизнь приходов.

— Не потеряют ли отдельные части области, приходы прежнее духовное единство?

— Калужская земля — это особое место, о котором промышляет Господь и Его Пречистая Матерь. Не просто так жители даже между собой называют малую родину «благословенной», а Калугу — сердцем губернии.

Русский духовный писатель Сергей Нилус в своей книге «На берегу Божьей реки» передает интересное объяснение преподобным Варсонофием Оптинским слова «Калуга»: «Знаете ли Вы, что значит "калуга"? "Калуга" значит огражденное место. А чем он огражден, как Вы думаете? … Святыней нашего края: монастырями, где почивают святые мощи калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского, праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с ее почившими старцами Львом, Макарием, Амвросием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими».

Мы должны помнить, самый крепкий союз — духовный. Общность святынь всегда будет объединять верующих. А что еще может сделать людей ближе друг другу? Деньги, бизнес, спорт? Нет! Русь держится верой, молитвой, святынями. Они не только нас объединяют, но и притягивают к нашей области народ со всей России. Мы в своей духовной жизни и дальше будем едиными.

Кроме того, все епархии объединены в одну митрополию. Те мероприятия, которые проводились как общие для епархии, будут и сейчас проходить, и все приходы митрополии будут в них участвовать. Например, крестный ход с Калужской иконой Божией Матери, Богородично-Рождественские чтения, мероприятия, посвященные 900-летию кончины преподобномученника Кукши.

В дни памяти преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, праведного Лаврентия Калужского, а также в другие праздники богослужения будем совершать совместно. Никакие административные границы не могут нарушить заповеданного Спасителем евхаристического и молитвенного единства.

Мне как главе митрополии вменяется посещение всех епархий в течение года. И это будет делаться регулярно. Так что связь не будет потеряна. Наоборот, мы сможем стать духовно крепче, и это духовное возрастание должно привести к духовному единству.

— Не получится ли так, что новообразованные епархии будут менее обеспечены в материальном плане? Не будет ли это обременительно для приходов (имеется в виду дополнительные взносы для обеспечения полноценной епархиальной деятельности)?

— Я думаю, этого не произойдет. Каждый глава епархии будет стремиться, чтобы в его епархии стало больше приходов, чтобы открывались и восстанавливались новые храмы и монастыри.

Правда, скажу, что материальный уровень жизни в разных районах области разный. Это, конечно, придется учитывать правящему архиерею каждой епархии. Вот сейчас приходы делают отчисления на епархию, но их размер зависит от места расположения прихода, от той работы, которая ведется в приходе, и от разных других обстоятельств.

Что касается обеспечения новых епархий, то священник, архиерей, не должен отделяться в материальном благосостоянии от своей паствы. Тогда духовное лицо будет лучше чувствовать то положение, в котором находится народ. Это возможно, если он будет жить ближе к нему, будет видеть трудности народа, вместе со своими прихожанами будет переносить тягости повседневности, сам будет участвовать в судьбе каждого человека, вверенного его попечению. Это будет служить на благо Церкви и общества.

— Верующие стали обращаться с вопросами: что будет происходить с церковными учреждениями, например, с православной гимназией, духовно просветительскими центрами, духовными школами? Как скажется на них административное изменение?

— Мы имеем православные гимназии в Калуге, Козельске, Малоярославце. Они дальше так и будут продолжать свою деятельность. Калужская духовная семинария остается единой для всей митрополии и будет готовить духовенство для всех епархий. Вошедшие в практику семинары и «круглые столы» будут проходить уже в рамках митрополии, и все священнослужители будут приглашаться для участия в них. Православный центр «Златоуст» (летний лагерь) так же будет принимать на отдых детей разных епархий.

На уровне митрополии мы создадим для всех епархий общие органы для координации деятельности духовного просвещения, религиозного образования, миссионерской работы.

— Есть ли кандидаты в епископы Песоченской епархии?

— Относительно кандидата вопрос прорабатывается, и, естественно, Синод на следующий год будет рассматривать его. Сейчас мы решили главный вопрос — образование новых епархий.

Беседовал И. Покровский

Издательский Совет/Патриархия.ru

Другие интервью

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Сокровенный уголок России

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Православие на краю земли