Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Старцы Оптиной Пустыни

Версия для печати
15 августа 2005 г. 11:26

«В Оптину за опытом», — говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель Калужской губернии. Советы, исходящие из благодатного опыта духовной, да и практической жизни оптинских старцев, получали люди разных званий, в том числе и великие русские писатели, общественные деятели.

Монастырь в XIX-XX веках возрастил традицию старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное. Старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Иосиф, Анатолий (Старший) и Анатолий (Младший), Варсонофий, Нектарий, Исаакий (старший) и Исаакий (младший), Никон были целителями, прозорливцами, утешителями, обличителями.

«Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором в университете ... Надо уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних», — писал в конце XIX столетия старец Амвросий. Эти слова, как и почти все, сказанное и написанное им и другими оптинскими старцами, звучат удивительно своевременно в наши дни. Они учили жить не по страстям, а по заповедям. «Ревность, хотящая истребить великое зло, сама есть великое зло», — говорил ученик преподобного Амвросия старец Иосиф.

Старцы Оптиной Пустыни

Оптинские подвижники были защитниками, неуклонными ревнителями веры православной. «Апостол Павел, прозирая наше время, пишет: «течение скончах, веру соблюдох». Значит, это очень трудно... Деточки, берегите святую веру, это неоценимое сокровище, с ним войдете в Царство», — наставлял в начале нашего века старец Варсонофий.

Из Оптиной призывалось гордое человечество ко смирению. «Люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются, да от него всего ожидают... Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — повторял накануне революционной смуты старец Анатолий.

Предлагаемые людям правила жизни могли быть исполнены в любом земном звании и служении. «Святыня — это простота, рассудительность, являемая перед людьми. Рассуждение выше всех добродетелей. Серьезность и приветливость можно совместить, за исключением некоторых обстоятельств», — такое духовное завещание оставил старец Нектарий перед кончиной в 1928 году.

Старцы Оптиной Пустыни

Он же в дни огненного испытания Родины утолял жажду верующих, сам находясь в изгнании. «Россия духовно возродится, — пророчествовал он, — материально богатой она не будет, но духовно будет богатой. И в нашем монастыре будет еще семь светильников, семь великих старцев». Слова эти полны тайны, и толкуют их по-разному: кто-то говорит, что речь идет об обретении мощей почивших старцев и их канонизации, а кто-то верит, что в возрожденном в 1987 г. монастыре Господь воздвигнет старцев. Но то, что Оптина по-прежнему созидает духовную судьбу России, несомненно. Ведь не случайно именно оптинские иноки стали одними из первых новомучеников уже в наши дни. Пасха 1993 г. стала последней земной Пасхой для трех братий монастыря, убитых фанатиком-сатанистом.

Собор преподобных отцов Оптиной Пустыни, прославленных Церковью летом 1996 г. — это особенное явление милости и благодати Божией. Оптинское старчество, подобно могучему дереву, дало много плодоносных ветвей. Оно стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души.

Старцы Оптиной Пустыни

И как завет звучат для каждого из нас слова преподобного старца Иосифа: «Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих отец наших... Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам».

По материалам сайта подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве