27 января 2014 года на торжественном открытии XXII Международных Рождественских чтений с приветственным словом к участникам церемонии обратился министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев.
Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященство! Достопочтимые отцы! Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Александр Дмитриевич!
Прежде всего, позвольте поздравить вас с открытием XXII Международных Рождественских образовательных чтений! Рождественские чтения — яркое событие в общественной жизни страны, хороший пример сотрудничества Русской Православной Церкви, государства и общества.
На протяжении двух десятилетий в рамках чтений поднимаются актуальные вопросы сохранения нашего историко-культурного, национального духовного наследия, укрепления нравственных и семейных ценностей, воспитания патриотизма и гражданской позиции.
В этом году Рождественские чтения проходят под знаком 700-летия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского.
Доступны и понятны заветы Преподобного: христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству через нестяжательство и самоотречение — они на века стали светлыми идеалами человеческой жизни.
«Игумен всея Руси», так назвали Преподобного наши предки, так его называем и мы сегодня. Имя Сергия Радонежского стало символом духовного богатства русского народа, а его влияние вышло далеко за пределы той эпохи, в которой он жил.
«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В его лице русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу», — писал священник Павел Флоренский.
Эта задача, по словам Ивана Александровича Ильина, — осуществить свою национальную культуру, блюсти духовную природу, не соблазняться чужими укладами и не искажать своего духовного лица.
Сегодня говорят, что у России нет национальной идеи, которая могла бы объединить все общество. Мы сталкиваемся с примерами забвения понятий «честь» и «достоинство», случается, что в погоне за прибылью теряется совесть, и человек впадает в летаргическое равнодушие, лукаво именуемом «толерантностью». Иногда под покровом фразы о «правах человека» заползает гадкая вседозволенность.
Житие преподобного Сергия Радонежского является примером подлинной идеи русской души: отрекшись от всех земных благ, он положил себя на алтарь служения Богу, людям и Отечеству, сделал Веру главным источником своих побед.
Современная Россия поставлена перед вызовами, от ответа на которые во многом зависит дальнейшее развитие всей цивилизации. Отказ от основополагающих нравственных и семейных ценностей, религиозная и этническая нетерпимость, снижение уровня правосознания — все это приводит к разрушению человеческой личности, к кризису в обществе и государстве. Справиться с этими вызовами можно только в опоре на наши тысячелетние традиции, на нашу многонациональную культуру и уникальную систему ценностей, проводниками которой должны быть вера, семья, общество и государство.
Церковь и государство, Церковь и семья, Церковь и школа должны быть главными союзниками в деле повышения общей культуры в обществе, воспитания традиций взаимного уважения, веротерпимости, патриотизма и бескорыстного служения Отечеству.
Важным документом, который сформулировал основные цели и механизмы укрепления гражданского общества, самосознания, духовной общности многонационального народа России, стала Стратегия государственной национальной политики, утвержденная Президентом России в декабре 2012 года.
Образование, воспитание, культура, наряду со знанием русской истории и законопослушанием — вот главные инструменты реализации государственной стратегии в области национальной политики.
Возвращаясь к теме Рождественских чтений, закончить свое выступление хотел бы словами великого русского историка Василия Осиповича Ключевского: «При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверждает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия Радонежского затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
Спасибо за внимание.
«Православное образование»/Патриархия.ru