31 января в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках XVI Международных Рождественских чтений состоялась работа секции «Теологическое образование, духовно-нравственное воспитание и образование в современном вузе» и круглого стола «Место Православия в современном образовании».
РЕЗОЛЮЦИЯ
В результате обсуждения проблемы «Место Православия в современном образовании и в науке», а также проблем теологического образования духовно-нравственного воспитания в системе высшего и среднего образования участники круглого стола пришли к следующим выводам:
О духовно-нравственном воспитании в средней и высшей школе
1. Партнерство государства и традиционных религий в сфере образования и воспитания является одним из важнейших факторов возвращения к духовным корням отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества в силу значительного влияния традиционных конфессий на формирование духовно-нравственных ориентиров и мировоззренческих установок россиян.
2. Введение в средней школе образовательной области «духовно-нравственная культура» требует, прежде всего, масштабной подготовки кадров высшей квалификации по теологии. Основной задачей является создание научно-методической базы для подачи материала образовательной области в курсах школьных дисциплин, а также профессиональная переподготовка учителей-предметников.
3. Отсутствие самостоятельной научной отрасли «теология» в Номенклатуре ВАК РФ является дискриминацией теологов, которых выпускают почти 40 вузов страны, т.к. приводит к невозможности подготовки кадров высшей квалификации в указанной сфере и таким образом лишает выпускников-теологов научной и преподавательской перспективы, что противоречит правам человека, подписанной РФ Лиссабонской конвенции, Конституции РФ, нормам реализации программ высшего профессионального образования в РФ и, следовательно, должно быть устранено в кратчайшие сроки.
4. Развитие теологического образования в российской высшей школе, постановка и эффективное решение проблем духовно-нравственного воспитания в современном вузе органично связано с преподаванием в средней школе учебного предмета «Православная культура». Участники секции выражают полную поддержку решениям, принятым на совместной конференции Минобрнауки и Русской Православной Церкви (г. Калуга, 20-21 декабря) относительно перспектив изучения православной культуры в российской общеобразовательной школе.
5. Обеспечить активное участие специалистов-теологов, теологических отделений и кафедр в вузах в реализации одобренной и указанной конференцией в Калуге 20-21 декабря 2007 г «концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».
6. Кафедры теологии становятся центрами духовно-нравственного воспитания также и на уровне высшей школы. Не только программы подготовки теологов, но и отдельные просветительские дисциплины, читаемые студентам различных специальностей, имеют выраженный и действенный духовно-нравственный компонент. Участники секции полагают, что дальнейшее развитие теологических кафедр в системе высшего образования РФ будет способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в российских вузах, качественному изменению уровня гуманитарных исследований.
Об организации подготовки теологов в РФ
7. Теологическое образование, построенное на основании светских поликонфессиональных стандартов, оказалось востребованным российской высшей школой. Подобно европейским странам и Америке подготовка теологов в государственных университетах РФ реализует модель государственно-конфессионального партнерства в образовательных учреждениях и соответствует современному пониманию светскости государства.
8. Теология, обладая собственной структурой, аксиоматикой, понятийным аппаратом, принципами и методами является, наряду с историей, филологией и философией, одним из базовых направлений фундаментального гуманитарного знания. Образовательные программы по теологии ни по существу, ни содержательно не могут быть заменены программами подготовки историков, философов или религиоведов без существенного ущерба как для теологии, так и для российского гуманитарного знания в целом.
9. В процессе интеграции российского образования в европейскую и мировую систему дальнейшее развитие отечественного теологического образования и науки становится необходимым условием обеспечения конкурентоспособности российского гуманитарного знания.
10. В светском государстве специалисты-теологи востребованы в научно-исследовательской, учебно-воспитательной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, представительско-посреднической и социально-практической деятельности, успешно работают в учреждениях системы высшего и среднего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, институтах повышения квалификации, экспертных сообществах, в том числе государственных, муниципальных, общественных, конфессиональных, международных и межконфессиональных; в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; в некоммерческих, общественных организациях и других структурах гражданского общества; в органах социальной поддержки и адаптации населения; в средствах массовой информации.
11. Кроме того, отсутствие в России своих кандидатов и докторов Теологии в ходе Болонского процесса широко открывает ворота для западных католических, протестантских и сектантских дипломированных специалистов, нашествие которых будет опаснее для нашей страны, чем толпы сектантов, приехавшие в Россию в начале 90-х годов. Как показал печальный опыт тех лет, наиболее эффективным средством противостояния сектам и инославию является развитие своей образовательной области «Теология», воспитание и обучение своих специалистов. Аналогичным образом обстоит дело со специалистами высшей категории — кандидатами и докторами Теологии. РФ уже опоздала с их подготовкой. Дальнейшее промедление будет иметь самые невыгодные для России последствия. Введение же научной отрасли «Теология» в номенклатуру ВАК может быть неудобным и нежелательным только представителям отжившей советской идеологии с ее «научным атеизмом», для которого Теология естественно является невыгодным конкурентом.
В связи с изложенным участники секции считают необходимым:
- Ускорить принятие решения о включении самостоятельной отрасли наук «Теология» в перечень научных специальностей ВАК на уровне президиума ВАК и Министерства образования и науки.
- Создать Экспертный Совет ВАК по теологии из специалистов смежных специальностей, а также, совместно с Союзом ректоров России, открыть специализированные диссертационные Советы в учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
- Поддержать развитие духовно-нравственного воспитания в светских высших учебных заведениях, состоящее в преподавании курсов на гуманитарных кафедрах вуза и ведении внеучебной работы, ориентированных на духовно-нравственное просвещение и воспитание студенчества.
- Считать полезным проведение научно-практических межвузовских конференций «Духовно-нравственное воспитание в вузе».
- Создать Ассоциацию вузов, реализующих ГОС ВПО по специальности и направлению «Теология» (конфессионально-образовательный профиль «христианская теология»).
- Деятельность данной ассоциации должна быть направлена на разработку и выдвижение организационных и содержательных инициатив в области высшего теологического образования, координацию научной и методической работы, сбор и распространение информации вузов-участников, а также защиту их прав.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru