Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74).
1. Настоящее Положение регламентирует проведение аттестации (переаттестации) социальных работников в епархиях Русской Православной Церкви, находящихся на территории Российской Федерации.
2. Аттестация (переаттестация) социальных работников, в том числе сотрудников церковных социальных учреждений (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.), сестер милосердия является актом, подтверждающим их квалификацию.
3. Для лиц, не имеющих священного сана и не прошедших обучение в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке социальных работников (прошедших его более 5 лет назад), прохождение аттестации является обязательным условием предоставления им права вести деятельность в области социального служения от имени Русской Православной Церкви. Для лиц, имеющих высшее богословское, религиоведческое, педагогическое, медицинское, социологическое и другое профильное образование, но не прошедших обучение и практику по специальным богословским и социальным церковно-практическим дисциплинам, указанных в Церковном образовательном стандарте по подготовке социальных работников, прохождение аттестации также необходимо.
4. В ходе аттестации проводится проверка на соответствие компетентности аттестуемого компетенциям, определяемым Церковным образовательным стандартом по подготовке социальных работников.
5. Основными задачами аттестации являются:
- содействие формированию единых требований к социальным работникам;
- определение уровня профессиональной подготовки социальных работников и забота о его повышении;
- ограничение доступа к работе с различными социально-уязвимыми категориями граждан, в том числе находящихся в светских профильных учреждениях, и к новоначальным прихожанам для лиц, не имеющих достаточных оснований действовать от имени Русской Православной Церкви.
6. Аттестация может осуществляться по результатам обучения по программе повышения квалификации социальных работников или как отдельный процесс, проводимый Аттестационной комиссией.
7. Аттестационная комиссия создается при епархиальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению или при православном духовном учебном заведении по распоряжению епархиального архиерея для аттестации работающих социальных работников с целью повышения качества социальной деятельности в приходах и благочиннических округах епархий Русской Православной Церкви.
8. Персональный состав Аттестационной комиссии, ее председатель и секретарь, утверждается епархиальным архиереем по представлению руководителя епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, либо ректора православного духовного учебного заведения. В состав Аттестационной комиссии должны входить сотрудник (и) епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению и учебного заведения, осуществляющего подготовку социальных работников в епархии. Также членами Аттестационной комиссии могут являться священнослужители епархии и миряне — специалисты в области социального служения Русской Православной Церкви. К участию в работе Аттестационной комиссии могут привлекаться специалисты из других епархий.
9. Аттестация проводится в сроки, которые определяются по усмотрению епархиального архиерея и объявляются заранее.
10. Аттестация социальных работников проводится в соответствии с нормативно-методическими документами, разработанными Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
11. Процедура аттестации может проходить в одной или нескольких формах по усмотрению Аттестационной комиссии (с учетом уровня богословского, профильного образования аттестуемого и его опыта):
- рассмотрение документов об образовании, рекомендаций, характеристик и программ, по которым работает аттестуемый;
- собеседование с аттестуемым по программам;
- подготовка аттестуемым презентации социального проекта или программы;
- собеседование с аттестуемым по богословским, социальным церковно-практическим дисциплинам.
12. По итогам аттестации, в случае ее успешного прохождения, аттестуемому выдается соответствующий документ церковного образца (Аттестационный лист), подтверждающий его квалификацию сроком не более чем на 5 лет.
13. По результатам аттестации социальному работнику может быть рекомендовано пройти повышение квалификации в соответствующем образовательном учреждении.
14. Для аттестации необходимо представить в Аттестационную комиссию следующие документы:
- прошение или запрос с места ведения социальной деятельности на имя председателя Аттестационной комиссии;
- рекомендацию (благословение или характеристика) настоятеля;
- анкету;
- автобиографию;
- социальные проекты, планы и программы, по которым работает социальный работник;
- копии свидетельств об образовании (справка с места учебы);
- фотографию (3х4).
15. В епархиальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению ведется реестр социальных работников (в том числе штатных сотрудников церковных социальных учреждений (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.), сестер милосердия), окончивших учебное заведение, реализующее программу подготовки социальных работников, а также социальных работников, прошедших аттестацию (переаттестацию), проводимую Аттестационной комиссией.
16. Переаттестация социальных работников различного профиля должна проводиться не реже чем раз в 5 лет.