Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Пастырское окормление военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Пастырское окормление военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации
Версия для печати
21 мая 2014 г. 12:07

С 19 по 23 мая 2014 года в Благовещенске проходит очередной учебно-методический сбор должностных лиц по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации. Свой доклад на мероприятии представил и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов.

Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Религиозность как потребность в общении с Богом, как доверие Ему и Его Промыслу, является одной из наиболее устойчивых черт духовной жизни каждого народа. Для России формой религиозности, определившей ее историю, государственность, само​сознание, стало Православие. Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.

Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в случае крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков.

Церковь, в отличие от институтов политической системы, оказывает влияние на политическую жизнь через сферу духовную. Это происходит посредством сопричастности Церкви не только клириков, но и других граждан, занятых практически во всех областях деятельности, в том числе и на государственной и военной службе.

Как показывает практика, военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и в первую очередь христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности — замечательная возможность для духовно-просветительской работы.

Выполнение задач воинской службы в сложных, подчас угрожающих жизни условиях, являет уникальные предпосылки в жизни человека, приводящие его к вере, к оценке и переосмыслению имеющегося жизненного опыта и обращения к Богу.

Следует признать, что в некоторых органах военного управления и воинских формированиях Вооруженных сил Российской Федерации бытует ложное представление о функциональном предназначении священника в войсках. Это проявляется в желании командиров использовать потенциал священнослужителей в первую очередь для решения задач по укреплению воинской дисциплины, борьбе с неуставными взаимоотношениями, предупреждению случаев суицида в армейской среде.

В силу сакрального наделения священника властью от Бога, что признается и верующими, и государством, священник в войсках осуществляет пастырское служение, отличное в основе своей от функций воспитателя. Его служение может существенно оказывать помощь должностным лицам Вооруженных сил в воспитании военнослужащих, однако не должно ограничиваться этим.

Церковь строится не администрацией, не организованностью, а пастырским трудом. Военный священник должен обладать духовным авторитетом. Если человек свят, его святость сама по себе свидетельство, доказательство и имеет силу авторитета — не власти, а убедительности. В этом разница между властью и авторитетом: власть имеет тот, кто может заставить, авторитет есть у того, чьи слова являются истиной и жизнью и духом, — как говорили о Христовых словах.

Само присутствие священника в воинской части должно стать присутствием молитвы и того измерения, которое называется Божественным присутствием.

Крайне важно для священника оставаться образцом поведения и нравственного авторитета. В воинском коллективе все внимание обращено на духовное лицо, от него ждут не только проповеди, но в первую очередь образца поведения, которому хотелось бы следовать.

Для военных еще не стала естественной общественная молитва, утеряны традиции полковых молитв, регулярная исповедь и Причастие. Часть руководящего офицерского состава была воспитана на атеистических традициях и не считает возможным их изменение. В большинстве гарнизонов еще отсутствуют православные храмы, а молитвенные комнаты только создаются в соединениях и частях.

Как показывает опыт пастырской работы в войсках, верующие военнослужащие относятся с большей симпатией к своим сослуживцам, чем неверующие военнослужащие. Подтверждено их положительное отношение не только к единоверцам, но и к верующим других конфессий. Такой вывод социологического исследования однозначно показывает возможный положительный результат в создании крепких и сплоченных воинских коллективов, способных решать сложные боевые задачи. Несколько выше среднего значения негативное отношение у всех религиозных военнослужащих к атеистам.

Опыт военного духовенства и органов воспитательной работы позволяет сделать вывод, что отношение военнослужащих к религии в настоящее время во многом стало более осмысленным, что определяется сменой основных побудительных мотивов, способствовавших обращению к Богу.

В войсках наметилась положительная тенденция по созданию условий для свободного выражения военнослужащими своих религиозных убеждений и участия в религиозных обрядах.

Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке — «окормлении». Эта поддержка находит свое проявление во многом: профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении культурного кругозора и др.

Каким образом должно быть организовано пастырское окормление военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации в современных условиях?

Центром духовной жизни военнослужащих должна стать Божественная литургия. Насущной и первоочередной задачей для штатного и внештатного духовенства должно стать обеспечение конституционного права военнослужащего на свободу вероисповедания, заключающуюся, в том числе, и в возможности участия в богослужениях. Оборудование храмов для регулярного совершения Божественной литургии и причащения воинов Тела и Крови Христовых есть главный приоритет нашего служения в войсках. При отсутствии храма на территории воинской части должен быть определен порядок, согласованный с командованием части, в соответствии с которым военнослужащие срочной службы, желающие участвовать в богослужениях, имели бы возможность посещения близлежащего храма.

Периодичность участия желающих военнослужащих в Божественной литургии должна быть не реже одного раза в месяц в условиях, когда количество военнослужащих превышает вместимость храмового пространства.

Пастырское окормление предполагает регулярное проведение занятий с военнослужащими по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания в соответствии с утвержденным планом работы с определением времени и места проведения занятий. Если в плане работы командования священнослужителям не выделяется времени для занятий с личным составом, вопрос должен ставиться на самом высоком уровне, а подобную ситуацию рассматривать как недопустимую. Ответственность за качество планирования в этом вопросе возлагается на начальников отделений военных округов.

Повседневная забота военного духовенства — проведение индивидуальных пастырских бесед с личным составом в местах несения дежурства, в нарядах, в свободное от несения службы время, когда военнослужащие готовы к разговору по душам. При этом особое попечение должно быть о военнослужащих, имеющих склонность к нарушению уставного порядка и воинской дисциплины.

Знание обстановки в воинском коллективе — верный путь к решению возникающих проблем и профилактике неуставных взаимоотношений. Видится целесообразным начинать исправление имеющихся недостатков с обсуждения их с командованием, офицерским и сержантским составом, когда доброе слово и молитвенное предстательство уврачует негативные тенденции быстрее дисциплинарных воздействий.

Формирование библиотек духовной литературы должно быть в поле постоянного внимания военного духовенства, при этом предлагается шире использовать новые средства (электронные книги, планшеты, смартфоны) с закаченными книгами православного содержания. В казарменных помещениях должны быть видеодиски духовно-просветительской тематики, лучшие фильмы, которые врачуют душу, ведут человека к обожению, а не растлевают и приводят к одержимости.

При оборудовании молитвенных комнат, полевых походных храмов следует использовать возможность аудиозаписей духовных песнопений в период между уставными богослужениями, когда желающие смогут помолиться самостоятельно.

В соответствии с решением руководства Минобороны Синодальным отделом в соединения и части разосланы видеодиски «Земное и небесное» и «Паломничество в Вечный город», которые следует использовать военному духовенству в качестве рекомендуемых фильмов исторического содержания по Основам православной культуры.

Успешно продолжается формирование православных библиотек на электронных книгах, которые передаются штатному военному духовенству в качестве образцов для дальнейшего копирования желающими. Данные электронные книги должны находиться в казарменном помещении и быть доступными для духовного просвещения военнослужащих срочной службы. Офицерскому составу и военнослужащим по контракту следует рекомендовать скачивать с сайта Синодального отдела Pobeda.ru книги православного содержания для копирования на индивидуальные электронные носители, или пользоваться библиотеками рекомендуемых православных ресурсов, каталог которых также выставлен на нашем сайте Pobeda.ru.

Новостные материалы о значимых мероприятиях, проводимых с участием военного духовенства, крайне желательно направлять на сайт отдела Kapellan.ru.

Хочется пожелать всем участникам учебно-методических сборов духовной радости и помощи Божией в нашем общем служении на благо Отечества.

Победа.ru/Патриархия.ru

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 10-16 октября

Приходы Витебской епархии приняли участие в благотворительной акции помощи беженцам с Украины. Информационная сводка о помощи беженцам (за 4-14 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 2-9 октября