23 мая 2014 года представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) прочитал лекцию на тему «Взгляд русского Православия на права человека и их место в Европе» в католическом университете Святого Сердца в Милане.
Лекция состоялась по приглашению факультета политических наук, кафедры европейской интеграции университета в сотрудничестве с общественной академией «Мудрость и наука» (Рим) и информационным проектом «Россия вне заголовков» («Russia beyond the headlines»). С вступительным словом перед лекцией обратились директор Департамента политических наук университета М. де Леонардис и профессор кафедры европейской интеграции университета Пьерлука Адзаро.
В начале лекции игумен Филипп рассказал об осмыслении прав человека в Русской Православной Церкви, представив аудитории два основных документах в этой области: «Основы социальной концепции» 2000 года и «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека» 2008 года.
Начиная лекцию, священнослужитель отметил: «Права человека — это юридический механизм, который призван защищать свободу. Как правило, свободу мы ощущаем и осознаем тогда, когда преодолеваем некие препятствия или ограничения. Историю человечества можно увидеть как постоянное преодоление различных ограничений, и вследствие этого как открытие новых горизонтов человеческой свободы».
Перед аудиторией был поставлен вопрос о том, правомочна ли христианская мысль поднимать вопрос о возможном преодолении ограничений, накладываемых человеческой природой? По мнению докладчика, в православной традиции высшее призвание человека состоит в обожении: «Главным основанием для этого утверждения является библейский текст о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:26). Это означает, что человек может по мере своего развития быть во всем как Бог. Это произойдет, если заложенный Творцом в человека потенциал будет находиться в постоянном и неразрывном общении с Богом. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим образом: человек не может летать, но, если он будет постоянно пребывать в самолете, то он будет летать, пока не покинет самолет». При этом права человека должны развиваться так, чтобы гармонично реализовывались свобода выбора и свобода от зла, как говорится в церковном документе о правах человека 2008 года. По мнению священнослужителя, именно с точки зрения данной гармонии необходимо анализировать новое поколение прав человека, которое еще не включено в правозащитные кодексы и касается пределов свободы человека в отношении собственной природы.
Церковный представитель посвятил первую часть своего выступления рассмотрению реализации прав человека в сферах начала и окончания жизни. В частности, речь шла об абортах, о выживших младенцах после абортов, проведенных на поздних стадиях беременности, а также об уничтожении «лишних» человеческих эмбрионов при проведении процедур искусственного зачатия (ЭКО), использовании абортированных тканей для экспериментов и создания лекарств. По мнению выступавшего, как в свое время происходила эволюция отношения к смертной казни, так и сегодня происходит эволюция отношения к аборту благодаря современным техническим средствам, которые позволили снять завесу с внутриутробной жизни человека и напрямую наблюдать зарождение и развитие человеческой жизни. В докладе говорилось, что аборт должен быть очень редким исключением, а не правилом в европейских обществах. С этой целью основная работа должна вестись по профилактике и предотвращению абортов. Священнослужитель привел примеры создания в Русской Церкви центров помощи будущим матерям, где им оказывается юридическая, социальная и психологическая поддержка.
С точки зрения игумена Филиппа (Рябых) немало дискуссий вызывает не только начало жизни, но и ее окончание. Он напомнил, что в Православной Церкви за Литургией есть прошение: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны … Христове просим». При рассмотрении проблемы эвтаназии вопросы вызывает не добровольный отказ от медицинской поддержки человека, который полагается на естественный ход событий в течении своей болезни, а намеренное и легальное введение смертельного вещества в человеческий организм. Священнослужитель подчеркнул, что юридически невозможно оценить меру страдания, которой достаточно, чтобы остановить жизнь. Он привел в пример дело в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) женщины из Швейцарии, которая страдала от того, что она стареет, и потому она просила от медиков и государства безболезненного умерщвления. Несмотря на неясность критериев для эвтаназии взрослых людей, совсем недавно в Бельгии был принят закон об эвтаназии несовершеннолетних. При этом возникает вопрос, насколько ребенок может быть правильно проинформирован о своем состоянии, а затем всесторонне оценить и принять самостоятельное решение об уходе из жизни? Игумен Филипп выразил уверенность, что общество должно отказаться от человеческого арбитража в вопросах жизни и смерти, или свести его к минимуму: «Думаю, что наша задача должна заключаться в сохранении жизни и снижении страдания через оказание всесторонней поддержки человеку. Сегодня уже есть опыт паллиативной помощи неизлечимо больным, цель которой состоит не в лечении, а в облегчении страданий и преодолении исключенности тяжелобольного человека из общества. В Русской Церкви это направление развивается через добровольческие службы при храмах».
Следующей важной темой выступления стала половая идентичность и сексуальная ориентация. Церковный представитель заявил, что христианская антропология признает, что в человеке заложено стремление к преодолению полового разделения и сексуальных отношений: «В Послании к Галатам апостол Павел говорит, что "нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". Сам Христос открывает нам: "в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах". На этих словах основано христианское монашество, которое называется "ангельским образом". Однако в этом мире в монашество приходят только некоторые и исключительно добровольно. Для всего же человечества — это тайна будущего века. Поскольку это тайна будущего века, то христиане не могут соглашаться с теми изменениями в законодательстве в отношении половой идентичности и сексуальной ориентации, которые сегодня происходят».
При этом священнослужитель подчеркнул: «Немногие оспаривают то, что права людей нетрадиционной половой идентичности и ориентации в политической, гражданской и социальной сферах должны соблюдаться. Однако в демократическом обществе уважение права на свое убеждение не означает принуждения к принятию этого убеждения другими. Например, если человек либерал, он не должен разделять коммунистические убеждения, но обязан уважать право других людей их иметь. К сожалению, сегодня законы принимаются так, что все должны соглашаться с ценностью различных половых идентичностей и сексуальных ориентаций, а не просто уважать выбор отдельных людей». В качестве иллюстрации докладчик привел решение Страсбургского суда по правам человека 2013 года по делам Лиллиан Лейдел и Гари МакФалейн из Великобритании: «Они были уволены со своих рабочих мест, потому что по своим христианским убеждениям Лайдел отказалась регистрировать однополый союз и просила, чтобы ее заменила одна из коллег, а МакФалейн, работавший в семейной консультации, поделился сомнениями с начальством относительно своей способности оказывать семейную психологическую консультацию однополой паре. ЕСПЧ признал, что нарушение прав заявителей не имело места».
Игумен Филипп предостерег, что сегодня складываются юридические нормы, запрещающие критическое отношение к однополым отношениям и публичное декларирование себя сторонником только традиционной семьи: «Есть реальная опасность того, что те, кто имеют отрицательное отношение к гомосексуализму, будут подвергаться штрафам, увольнениям и преследованию за свои убеждения, а своих детей они не смогут воспитывать в традиционном духе понимания половой идентичности и сексуальности». Из выступления следовало, что еще одним следствием государственного признания полового и сексуального плюрализма является выделение бюджетной поддержки в проведении операций по изменению пола, искусственного оплодотворения для лесбийских пар и услуг суррогатных матерей для гей-союзов, а также обладание всеми правами семьи. Выступающий заметил, что введение плюрализма половых идентичностей и сексуальных ориентаций в процесс воспитания и образования, а также в СМИ и в культуру выражается в стремлении заменить слова «мальчик» и «девочка» на слова «друзья» и «дети», а «папа» и «мама» на термины «родитель 1» и «родитель 2». Подводя итог этой части своего выступления, священник заметил: «Вероятно, в обществе должны быть механизмы, знакомящие детей со знаниями об их теле и его здоровье, но современная концентрация на сексе приводит не только к повышению сексуальных преступлений, но и к росту протеста среди детей и родителей против такого воспитания. Так, в Германии отец одного семейства отбыл один день заключения за то, что его ребенок пропустил занятия по сексуальному воспитанию. Дети устроили манифестацию, на которой одним из их лозунгов был следующий: «Мы хотим любви, а не секса».
Еще один раздел выступления был посвящен реализации прав человека в сферах брака и семьи. По мнению церковного представителя прямым следствием признания плюрализма половых идентичностей и сексуальных ориентаций является требование признания государством и обществом союзов, которые из этого плюрализма возникают: «На протяжении истории институт брака складывался как юридический механизм защиты и поддержки семейного союза мужчины и женщины, детерминированного природой для рождения детей. В современном мире брак — это набор определенных прав, но одновременно и обязанностей. Мы наблюдаем две тенденции: с одной стороны традиционные гетеросексуальные союзы стремятся избегать этот институт, поскольку видят в нем слишком много обязанностей и ограничений для своей свободы. С другой стороны союзы, основанные на других видах сексуальности (гомосексуализм, педофилия, инцест), напротив, стремятся к получению данного статуса. В решении ЕСПЧ по делу «Валианатос против Греции» 2013 года говорится, что участники однополого союза стремятся получить «официальное признание государством их отношений».
По мнению докладчика, признание нетрадиционных браков ведет к праву усыновления детей: «Однако это право затрагивает интересы детей. В 2013 году группа российских ученых подготовила доклад о нарушениях права ребенка при усыновлении их однополыми семьями. Как известно, усыновление должно исходить из обеспечения лучших условий жизни для ребенка. Любой ребенок имеет право на папу и маму, получая незаменимый опыт общения с представителями двух полов во время формирования своей личности. Чтобы исключить ссылку на половое разнообразие родителей в семье, предлагается во имя недискриминации "родителей" из однополых союзов отказаться от слов "мама" и "папа" в официальных документах». Игумен Филипп выразил убеждение: «Государство поддерживает брак между мужчиной и женщиной, а также их семью, потому что это происходит из естественного порядка воспроизводства общества — рождения детей. Все остальные виды союзов людей, не запрещенные законом, должны иметь частный, а не публичный характер. Тем самым соблюдается свобода выбора людей, но этот выбор не навязывается всему обществу».
В разделе «Семья» своего доклада священник также поднял проблему суррогатного материнства: «Это явление имеет большой успех не только в связи с однополыми союзами, но и с бесплодными парами. С точки зрения биологии суррогатная мать — это инкубатор для вынашивания ребенка. Тем не менее, в большинстве случаев в женщине во время вынашивания ребенка просыпается материнский инстинкт, и очень часто она уже не может расстаться с ребенком. Были случаи, когда заказчики отказывались от ребенка по тем или иным причинам, что приводило или к аборту или к рождению нежеланного ребенка. Кроме того, никто не изучал проблему психологического состояния ребенка, который впоследствие узнает о своем происхождении. Все это останавливает многие страны от введения суррогатного материнства, особенно в его коммерческой форме».
Еще один блок «семейной проблематики» связан с выстраиванием юридического регулирования отношений внутри семьи. Игумен Филипп подчеркнул: «Семья находится в кризисе. Европа переживает демографический спад. Процветает бытовое насилие, дети остаются без внимания родителей или подвергаются насильственным методам воспитания. Либеральные круги сегодня предлагают, как правило, два выхода: воспитывать в детях правосознание и наращивать государственное вмешательство во внутрисемейные отношения. Первое приводит к восстанию детей против взрослых и разрушает традиционные связи между детьми и родителями, а второе — к изыманию детей из семей и лишению родителей прав. Ситуация развивается настолько драматично, что в 2011 году ПАСЕ приняла специальную резолюцию по семейным судам, в которой высказалась в пользу приоритетности сохранения семьи». Священник считает, что более всего надо проявлять активность в создании механизмов поддержки семьи и разрешения кризисных ситуаций, а не в ликвидации семей. При этом он рассказал об опыте Русской Церкви по развитию семейных центров, в которых поддерживают семью в различных областях жизни.
В заключение лекции докладчик предложил задуматься о причинах происходящих процессов: «Все серьезные аналитики признают, что в условиях невозможности бесконечного улучшения материальной жизни человека обществу нужно предложить новую идею. На этой почве и возникает ультралиберальная идея перевести ожидания и мечты людей в сферу якобы улучшения их собственной биологической природы и моделирования себя и окружающего мира по своему усмотрению с помощью новых технологий, а также в сферу максимальной неограниченности морального выбора: начиная с моделирования своей внешности (подтяжки, изменение форм своего тела и так далее) и заканчивая выбором, с кем строить интимную жизнь, с человеком такого же пола, несовершеннолетним ребенком или каким-то животным. Эта новая утопия очень многих вдохновляет особенно на фоне отсутствия веры и на фоне экономических трудностей. Сторонникам этих идей кажется, что они открывают обществу новые горизонты счастья. Ведь они "освобождают" человека от морали и ограничений его собственной биологической природы». Однако священник подчеркнул: «Люди все больше ощущают, что жизнь и ее счастливое развитие основаны на естественном порядке, который определяется законами природы. Такие взгляды находят поддержку в религии, которая утверждает, что природа сотворена Богом. В системе координат христианства абсолютное право над человеческой природой и порядком имеет Тот, Кто его создал. Таким образом, человек призывается строить свою жизнь в гармонии с законами видимого и невидимого миров».
По окончании лекции игумен Филипп ответил на вопросы профессоров и студентов.
Католический университет Святого Сердца (итал. Università Cattolica del SacroCuore, UCSC) — негосударственный католический университет, расположенный в Милане (Италия). Это крупнейший частный университет Европы и один из самых больших и известных католических университетов мира. Основанный в 1921 году группой итальянских священников и профессоров, вуз дает образование в различных областях гуманитарных и естественных наук. При открытии университета на первый курс было зачислено 68 студентов, распределенных на два факультета: философии и общественных наук. В 2011 году университет насчитывал более 40 000 студентов и 14 факультетов.
Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru