Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 6, 2014).
Последние события в мире бросают очень серьезный вызов православному миропониманию и православной цивилизации. И дело не только в том, что западные элиты вновь показали свою идейную непримиримость, отказавшись даже от очевидной экономической выгоды, связанной с сотрудничеством со спокойной и стабильной Россией, и пошли на обострение конфликта цивилизаций только ради того, чтобы распространять демократию своего образца и свои мировоззренческие установки.
Иного умные люди и не ожидали. Очевидно, что глобальный проект, построенный вокруг обслуживания эгоистических интересов грешного человека, не способен остановиться. Он тотален и даже тоталитарен, он не терпит альтернатив, особенно таких, которые бы не были локальными или этнически ограниченными, но предлагались бы всему миру. Поэтому, к сожалению, многократно предложенный диалог цивилизаций отвергается и заменяется их конфликтом, в том числе силовым, потому что наш народ как реальный на сегодня центр православной цивилизации не пошел на то, чтобы добровольно подчиниться либерально-гуманистическому проекту.
Впрочем, дело, действительно, не только в формальном конфликте Востока и Запада. Среди самой православной цивилизации некоторые отчаянно и жестко призывают к тому, чтобы изменить саму цель жизни православных людей и православных народов, переориентировав их на идеалы обывательщины и потребления. Нам пытаются представить как якобы лучший тот строй, который возник и утвердился на Западе, пытаются представить «общечеловеческой ценностью» сведение жизненных целей к установкам и задачам обывательской среды. В околоцерковной интернет-среде нам подчас пытаются предложить как норму систему взглядов, в которой главными вещами объявляются обустройство своего локального мирка, зарабатывание денег и приобретение полезных вещей, плюс ни к чему не обязывающая материальная «забота о ближнем». Все это подается как предел желаний христианина, достигнув которого, можно успокоиться и считать себя по-протестантски чуть ли не уже спасенным, забыв все «пустые мечтания» об устройстве жизни твоего народа по христианским принципам.
Проблема в том, что все это радикально противоречит Евангелию, Божией правде. Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26-27). Апостолы, будучи призваны Господом, оставили все, чем жили до этого, такое близкое и понятное, ради служения Богу, ради того, чтобы жить «единым на потребу». И, конечно, совершенно противоположна обывательскому миропониманию притча о званных на пир, которая заканчивается словами: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:61-62).
Из этой притчи Спасителя мы видим: люди отказываются войти в Царство Небесное именно потому, что слишком привязаны к земным вещам, к обывательскому образу жизни и мысли. Христианин же призван быть странником, подвижником, воином Господа. Все это хорошо бы помнить тем, кто сегодня объявляет экономические интересы, приоритеты сытой и спокойной жизни главными по отношению к христианской миссии народа. Тем, кто готов поступиться какими угодно принципами, лишь бы «не было войны» и лишь бы спокойно дожить до старости где-нибудь в Испании или на худой конец в Болгарии.
Не нужно бояться сказать этим людям, что с точки зрения Евангелия и христианского идеала они не правы — и значит, жить нужно иначе, нужно прежде всего осуществлять в жизни правду Божию. А придет ли вместе с этим достаточный уровень материальных благ и сохранится ли в спокойствии земная жизнь — вопрос для христианина глубоко не первостепенный.
Патриархия.ru