Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Всеволод Чаплин. «Жить по правде Божией»

Протоиерей Всеволод Чаплин. «Жить по правде Божией»
Версия для печати
16 июня 2014 г. 11:26

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 6, 2014).

Последние события в мире бросают очень серьезный вызов православному миропониманию и православной цивилизации. И дело не только в том, что западные элиты вновь показали свою идейную непримиримость, отказавшись даже от очевидной экономической выгоды, связанной с сотрудничеством со спокойной и стабильной Россией, и пошли на обострение конфликта цивилизаций только ради того, чтобы распространять демократию своего образца и свои мировоззренческие установки.

Иного умные люди и не ожидали. Очевидно, что глобальный проект, построенный вокруг обслуживания эгоистических интересов грешного человека, не способен остановиться. Он тотален и даже тоталитарен, он не терпит альтернатив, особенно таких, которые бы не были локальными или этнически ограниченными, но предлагались бы всему миру. Поэтому, к сожалению, многократно предложенный диалог цивилизаций отвергается и заменяется их конфликтом, в том числе силовым, потому что наш народ как реальный на сегодня центр православной цивилизации не пошел на то, чтобы добровольно подчиниться либерально-гуманистическому проекту.

Впрочем, дело, действительно, не только в формальном конфликте Востока и Запада. Среди самой православной цивилизации некоторые отчаянно и жестко призывают к тому, чтобы изменить саму цель жизни православных людей и православных народов, переориентировав их на идеалы обывательщины и потребления. Нам пытаются представить как якобы лучший тот строй, который возник и утвердился на Западе, пытаются представить «общечеловеческой ценностью» сведение жизненных целей к установкам и задачам обывательской среды. В околоцерковной интернет-среде нам подчас пытаются предложить как норму систему взглядов, в которой главными вещами объявляются обустройство своего локального мирка, зарабатывание денег и приобретение полезных вещей, плюс ни к чему не обязывающая материальная «забота о ближнем». Все это подается как предел желаний христианина, достигнув которого, можно успокоиться и считать себя по-протестантски чуть ли не уже спасенным, забыв все «пустые мечтания» об устройстве жизни твоего народа по христианским принципам.

Проблема в том, что все это радикально противоречит Евангелию, Божией правде. Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26-27). Апостолы, будучи призваны Господом, оставили все, чем жили до этого, такое близкое и понятное, ради служения Богу, ради того, чтобы жить «единым на потребу». И, конечно, совершенно противоположна обывательскому миропониманию притча о званных на пир, которая заканчивается словами: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:61-62).

Из этой притчи Спасителя мы видим: люди отказываются войти в Царство Небесное именно потому, что слишком привязаны к земным вещам, к обывательскому образу жизни и мысли. Христианин же призван быть странником, подвижником, воином Господа. Все это хорошо бы помнить тем, кто сегодня объявляет экономические интересы, приоритеты сытой и спокойной жизни главными по отношению к христианской миссии народа. Тем, кто готов поступиться какими угодно принципами, лишь бы «не было войны» и лишь бы спокойно дожить до старости где-нибудь в Испании или на худой конец в Болгарии.

Не нужно бояться сказать этим людям, что с точки зрения Евангелия и христианского идеала они не правы — и значит, жить нужно иначе, нужно прежде всего осуществлять в жизни правду Божию. А придет ли вместе с этим достаточный уровень материальных благ и сохранится ли в спокойствии земная жизнь — вопрос для христианина глубоко не первостепенный.

Патриархия.ru

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 10-16 октября

Приходы Витебской епархии приняли участие в благотворительной акции помощи беженцам с Украины. Информационная сводка о помощи беженцам (за 4-14 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 2-9 октября