О ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года, в интервью сайту Синодального информационного отдела рассказал митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
— Как влияет регулярное проведение Архиерейских Соборов на жизнь Церкви вообще и Вашей епархии в частности?
— Мы живем в очень динамичное время, которое постоянно ставит перед нами все новые вопросы, причем касается это как области собственно церковной жизни, так и бытия Церкви в современном мире. И естественно, что эти вопросы требуют взвешенных и выверенных ответов — таких, которые может дать лишь соборный разум Церкви.
Ни для кого не секрет, что в советские годы, да и ранее, в Синодальный период, многие канонические нормы, призванные обеспечивать полноценное, правильное течение церковной жизни, не соблюдались в полной мере. Это касалось, в частности, и такого важного момента, как регулярность проведения Архиерейских Соборов. Сегодня же, в наше время, мы видим, как Святейший Патриарх Кирилл совершенно сознательно и последовательно возвращает эти нормы в нашу жизнь, что, безусловно, приводит к положительным результатам как на общецерковном уровне, так и на уровне епархий. Возможность соборного рассмотрения множества актуальных вопросов церковной жизни — своевременного, без проволочек и отлагательств — это как раз то, чего не хватало нам на протяжении целого ряда столетий и особенно в XX веке.
Крайне важным нововведением последних лет, которое содержит в себе все возможные плюсы так называемого церковно-народного собрания, стало учреждение Межсоборного присутствия. У нас появилась возможность вдумчивого, разностороннего рассмотрения и обсуждения готовящихся церковных документов, проектов соборных решений без преувеличения всей полнотой Русской Православной Церкви. Сейчас мы можем и на епархиальном, и на приходском уровне участвовать в формировании общецерковной повестки дня, предлагать свои варианты разрешения тех или иных проблем. Общецерковное обсуждение документов, предложенных к соборному рассмотрению, уже неоднократно способствовало их доработке, уточнению формулировок, верной расстановке акцентов. Без всякого сомнения, это приносит существенную пользу.
— Какие из документов, принятых на Архиерейском Соборе 2013 года, с Вашей точки зрения, особенно актуальны?
— Один из важнейших документов — «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, а также членов их семей». Необходимость в нем назрела очень давно. Из документов, получивших наибольший резонанс, следует назвать «Позицию Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Это то, что волновало и волнует огромное количество наших прихожан, большинство нашего народа. И очень важно, что в наше время нравственного релятивизма Церковь заявила о евангельской позиции по данному вопросу — не просто не совпадающей с современным мейнстримом, а прямо ему противоположенной.
Важным документом должно было стать и «Положение о монастырях и монашествующих», однако его принятие было отложено, положение потребовало дальнейшей доработки. На мой взгляд, это очень характерный пример тех изменений, которые входят сейчас в нашу жизнь: именно всестороннее рассмотрение этого документа позволило понять, что он еще несовершенен, вследствие чего работа над ним продолжилась.
— Какие вопросы церковной жизни, по Вашему мнению, следовало бы обсудить на следующих Архиерейских Соборах?
— Обязательно нужно вернуться к «Положению о монастырях и монашествующих». Не просто заинтересованное, а, я бы даже сказал, бурное обсуждение этого документа продолжается и по сей день, что красноречиво свидетельствует о его актуальности.
Важными вопросами, требующими обсуждения на Соборе, являются также вопрос о современной практике таинства исповеди и вопрос о подготовке к причащению мирян. Все мы видим, насколько разные мнения бытуют по этому поводу в церковной среде: кто-то утверждает, что таинства исповеди и причащения в принципе не должны быть связаны друг с другом, что причащаться надо за каждой литургией, а исповедоваться только тогда, когда чувствуешь в этом нужду; кто-то убежден, что исповедь перед причащением — непременное условие; кто-то доказывает, что современная практика исповеди вообще является профанацией таинства... То же самое примерно и в отношении приготовления к причастию — столь же разные взгляды и подходы. Тут есть, над чем подумать, что обсудить. Ответ на эти вопросы тоже может дать лишь соборный разум Церкви.
— Как увеличение числа епархий и архипастырей сказывается на работе Архиерейского Собора?
— Разукрупнение епархий, увеличение их числа, как и прогнозировалось, приводит к тому, что правящие архиереи становятся «ближе к народу» — у них появляется возможность гораздо лучше узнать нужды своей паствы, обстоятельства ее жизни. Именно эти нужды и обстоятельства становятся одним из важнейших факторов, влияющих на программу очередного Собора, формирующих повестку дня.
— Какую часть постановлений Архиерейского Собора 2013 года оказалось наиболее сложно выполнить в Вашей епархии?
— Дело в том, что было бы большой ошибкой воспринимать решения Соборов, да и вообще сами Соборы как нечто внешнее, отделенное от жизни всей полноты Церкви, ее духовенства, мирян. Решения, которые принимаются на Соборах, диктуются самой жизнью, их выполнение — опять-таки продолжение, развитие той же общей жизни. А сложности... Все по-настоящему важное, необходимое дается сложно. Но сложности с Божией помощью мы преодолеваем.
Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru