26 февраля в Папском университете Антонианум состоялась презентация книги Йозефа Ратцингера «Св. Бонавентура. Богословие истории», сообщает ватиканская газета «Оссерваторе Романо».
Речь идет о дополненном издании книги нынешнего Папы, впервые опубликованной в Мюнхене в 1959 году. Первое итальянское издание появилось в 1991 году.
Председательствовал на презентации нового издания кардинал Клаудио Хуммес.
Ватиканская газета публикует обширные фрагменты доклада архиепископа Анджело Амато, секретаря Конгрегации вероучения и выступления директора Отдела рукописей Ватиканской Апостольской библиотеки Паоло Виана, озаглавленного «Без традиции богословие — дерево, лишенное корней».
Справка
Бонавентура (ок. 1217-1274 гг.) — монах-францисканец, впоследствии кардинал и епископ, крупный католический богослов и философ, именуемый doctor devotus (Благочестивый учитель) и doctor seraphicus (Серафический учитель). Его называют вторым основателем Ордена францисканцев.
Начальное образование Бонавентура получил в школе при францисканском монастыре. Обучался в Парижском университете у знаменитого схоласта-францисканца Александра Гэльского. В 1245 Бонавентура получил степень лиценциата, а в 1248 стал бакалавром. Его преподавательская деятельность в стенах Парижского университета продолжалась с 1248 по 1257. В Париже он познакомился, а затем и подружился с Фомой Аквинским.
Известность Бонавентуры-проповедника не уступала его славе как богослова. В Париже и во всей Франции, в Германии, Испании и Италии красноречие, простота и глубина его проповедей одинаково увлекали и высших церковных сановников, и мирян.
Доминиканец Фома Аквинский и францисканец Бонавентура, одновременно преподававшие в Парижском университете, сыграли одинаково важную роль в поддержке и реабилитации новых нищенствующих орденов: доминиканского ордена братьев-проповедников и францисканского ордена братьев-миноритов.
Бонавентура вступил в Орден в 1242 году, а в 1257 году был избран его генералом. В 1260 году Бонавентуре было поручено составить новое житие Франциска Ассизского, и он написал биографию, которая была одобрена генеральным капитулом в Пизе (1263), затем признана единственно аутентичной; все же прежние были запрещены и изъяты.
Папой Климентом IV Бонавентура был назначен архиепископом Йорка, но от этой должности он смиренно отказался.
Позднее Папа Григорий Х обязал его принять на себя достоинство кардинала и епископа Албаны, одного из семи пригородов Рима.
Одним из наиболее известных трудов Бонавентуры является «Путеводитель души к Богу», в котором показывается, как дух человека последовательно поднимается от чувственности к духовности и до высшего разумения.
Кроме трудов по философии Бонавентура написал много сочинений литургического содержания. Его наследие включает также проповеди и духовные стихотворения.
Бонавентура скончался в 1274 году в возрасте 53 лет и был похоронен в церкви францисканцев в Лионе. В 1434 останки Бонавентуры были перенесены в церковь святого Франциска в Лионе, а его рука — на его родину, в Баньореджио. Однако во время гугенотского восстания мощи (за исключением головы) сгорели; голову Бонавентуры аналогичная участь постигла уже в период Французской революции.
Бонавентура был канонизирован Папой Сикстом IV 14 апреля 1482 года и провозглашен Учителем Церкви Папой Сикстом V 14 марта 1588. Его память Католическая Церковь отмечает 15 июля.
Ватиканское радио/Патриархия.ru