17 августа исполняется 75 лет игуменье Варваре, настоятельнице Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря.
Есть на земле места, где небо совсем рядом, где рукой подать до ясного, лазурного света. Там дышится глубже и ровнее, там облегченной благодатью душой по-особому чувствуешь свое единение с миром.
Эти особые места отмечены присутствием Божией Матери. Одно из них — Пюхтицы, святая земля в Причудье, освященная явлением Пресвятой Богородицы в шестнадцатом веке. А три столетия спустя на месте, где Богородица оставила людям икону своего преславного Успения, устремились к небу купола воздушных храмов Пюхтицкого монастыря.
Эта обитель давно стала символом духовной жизни России. Тут особая нравственная атмосфера, где люди ищут успокоения от мирской суеты, врачуют свою душу и наполняют ее молитвой. Здесь не только всюду порядок и умиротворение. Здесь царит особый — пюхтицкий — дух любви.
С историей монастыря неразрывно связано имя великого праведника святого Иоанна Кронштадтского, который благословил основание обители. С горки близ монастыря он узрел в видении будущий великолепный облик главного монастырского собора. Батюшка говорил своим чадам: «Идите в Пюхтицы. Целуйте эту землю, она освящена пришествием Божией Матери».
... Поезд остановился в эстонском городке Йыхви утром. Худенькая девушка с легкой котомкой, спрыгнув на перрон, с любопытством рассматривала пристанционные домики. Сердце радостно забилось: неподалеку от железной дороги она увидела удивительно красивый православный храм. Решила войти, чтобы помолиться и расспросить о дороге в Пюхтицы. Ее встретил молоденький, очень серьезный, но с необычайно добрыми глазами батюшка. Он подробно объяснил Валентине, как добраться до обители.
Так первого августа 1952 года, в день преподобного Серафима Саровского, будущая настоятельница монастыря на Святой горе стала в нем послушницей. В ту пору настоятелем Богоявленского храма, что находится неподалеку, на железнодорожной станции Йыхви, был отец Алексий — ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С Пюхтицами он был связан тесными духовными узами с раннего детства и немало сделал для становления и расцвета этой святой обители.
Матушка Варвара родилась 17 августа 1930 года в уютном городке Чудово в Новгородской области. При крещении ее нарекли Валентиной. В большой православной семье было семеро детей. «Родители наши были людьми благочестивыми, – рассказывает матушка. — Они заложили у всех нас веру и любовь к Богу. Отец Алексей Матвеевич всю жизнь трудился мастером на стекольной фабрике Кузнецовых. Мама Мария Никитична воспитывала детей. Чудово — довольно крупная железнодорожная станция, многие наши знакомые там работали. Но вот родственников среди них, как вы спрашиваете, не было. Хотя и в жизни моей семьи, и в судьбе обители нашей железная дорога сыграла важную роль. Когда фашисты в сорок первом приблизились к Чудову, мы сумели с большим трудом поездом добраться до Тихвина. Помню хорошо, как железнодорожники формировали эшелоны для эвакуации – ловко, спокойно, четко. Кормили и поили собравшихся отовсюду беженцев. Укрывали нас в подвалах во время бомбежки. Наш эшелон из Тихвина направлялся в Челябинск. А впереди шел поезд с ребятишками из детдома города Пушкина, в котором воспитательницей несколько лет работала старшая сестра Люба. На всех остановках она прибегала к нам – то ломтик хлебушка принесет, то яблочко. Родителей успокаивала. Так с Божией помощью и добрались мы до Кирова...
Они поселились в селе Хороши Кировской области. Было голодно и холодно, но все помогали друг другу. Все дети в семье отличались трудолюбием, добрым и отзывчивым характером. Ближайший храм находился в двенадцати километрах, но Валя в любую погоду добиралась до него. Чтобы успеть к Литургии, выходила из дома до рассвета. Валя читала в храме, пела на клиросе. «Я и сейчас пою в монастырском хоре, пою и на клиросе, Господь сохранил мне голос с детства», — поведала мне матушка. Ее любимой книгой стали «Сказания о чудотворных иконах Божией Матери». Эту книгу дал ей старенький сельский священник отец Евфимий. У него же она брала Жития угодников Божиих — святителя Николая, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
В военные годы, не жалея сил и времени, Валя помогала старшей сестре ухаживать за сиротками. Во время летних каникул ее брали в детский дом воспитательницей...
После войны семья поселилась в Луге — родной дом в Чудове лежал в руинах.
Каждый человек ищет свое место в жизни, свое призвание. В Луге она успешно освоила мирскую профессию. Валентиной довольны были на работе. Но Матерь Божия призвала ее к духовной службе. Вспоминая о первых своих днях в обители, матушка Варвара однажды сказала: «Сразу меня охватило теплое чувство, что это мой дом родной. И с тех пор никогда у меня не возникало даже мимолетной мысли вернуться в мир. Ни разу. Мое счастье здесь».
В пятидесятые годы матушка еще застала Варваринских сестер — тех, кто пришел в монастырь в конце XIX века, при первой пюхтицкой настоятельнице, тоже игуменье Варваре. Это они вместе со своей матушкой носили камни и бревна с полей, строили первые монастырские домики, Святые врата и ограду обители.
Им помогали прихожане пристанционной церкви в Йыхви (тогда городок назывался Иевве). Многие работали на железной дороге. После ее сооружения в семидесятых годах позапрошлого века в этом крае быстро росло число православных. Через Чудское озеро в Эстляндию шли торговые пути из Киевской Руси и Новгородской республики. Но сооружение разветвленной сети стальных магистралей вдохнуло новую жизнь в Причудье. 2 октября 1883 года в Иевве открывается отделение Православного Прибалтийского братства. Губернатор Эстляндии князь С.В.Шаховской организовал широкую благотворительность. Вдоль железной дороги началось сооружение православных храмов и школ, устройство приютов и лечебниц. Для ухода за больными и обучения детей ремеслам из Костромы приехала монахиня Варвара с несколькими сестрами. Поначалу она возглавляла общину сестер на станции Иевве, оказывая материальную и духовную помощь всем нуждающимся. А 15 августа 1891 года состоялось торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. На Святой горе в ту пору стоял всего один деревянный дом. Вскоре он стал монастырской лечебницей. Тяжкий труд сестер можно смело назвать подвигом.
Сегодня в одном из зданий монастыря есть комната святого Иоанна Кронштадтского. Здесь бережно хранятся его книги, предметы и личные вещи, подарки насельниц. Среди них есть интереснейший документ, изготовленный Управлением Балтийской железной дороги в 1892 году. Это своеобразное приглашение посетить Пюхтицы. В нем напечатано также подробное расписание прибытия многих пассажирских поездов на станцию Иевве из Москвы, Санкт-Петербурга, Ревеля, Тарту, Риги. Отец Иоанн Кронштадтский получил его от губернатора Шаховского и сделал на нем несколько своих пометок.
По какому же поводу постарались железнодорожники?
Тот год был знаменательным для новой обители. 13 августа здесь открыли первый православный храм, и архиепископ Рижский и Миттавский Арсений положил под престол металлическую доску с надписью, что храм построен во имя Успения Пресвятой Богородицы. На следующий день заложили Святые врата с колокольней. 23 октября по определению Святейшего Синода обитель получила статус монастыря. С тех пор он не закрывался ни на один день.
... С любовью трудилась послушница Валентина в обители – на полях, огородах, в лесу на заготовке дров, в монастырской гостинице. «Научили меня косить серпом и картошку копать, – вспоминает матушка Варвара. – Начали работать – простор был, поля пустые, никого нет. Только гудки паровозные слышали. На сенокосе станем в ряд, пройдем несколько прокосов, нам скажут: «Девочки, можно отдохнуть 15 минут, садитесь». Кто где косит, там и садится. И начинаем: кто петь, кто четки вязать, кто вырезать крестики, а кто-то вслух читать. Меня все больше читать заставляли: «Валя, читай!» Сидят и слушают. Вот так проходило время в трудах и заботах. Летом особенная пора, вы сами знаете, от посева до уборки урожая каждый день на поле проводишь. А уж когда начинался покос, мы раньше двенадцати с поля не уходили. Тяжелый труд, но выдерживали».
В 1958 году послушница Валентина приняла монашеский постриг и была наречена в честь святой великомученицы Варвары. А в 1968 году, в возрасте 37 лет, была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря. 19 января, в праздник Богоявления, в таллинском Александро-Невском соборе архиепископ Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) возвел монахиню Варвару в сан игуменьи и на следующий день в Пюхтицах вручил монахине игуменский жезл.
«Сестры меня приняли хорошо. Большая часть сестер знала меня: они помнили, как я сюда пришла, как я с ними трудилась, – продолжает рассказ матушка Варвара. — Владыка Алексий сразу стал помогать, и мы смогли организовать строительные бригады. В первый же год наладили отопление углем. Подали отопление в собор, потом в трапезную, потом стали подключать все домики. А поначалу мы сами пилили и носили дрова. Трудно было, но ничего. И вот Святейший, дай Бог ему здоровья, все до мелочи продумал. На территории монастыря было два колодца, которые почти пересыхали летом. А тут скважину пробурили. Заново перекрыли крыши соборов, храмов, домиков. Постепенно все наладилось с помощью Святейшего. Так помогал, что я еще другим церквам могла помогать. У кого не было чем крышу покрыть, у кого — страховку заплатить. И как-то с Божией помощью все удавалось. А Владыка Алексий не только помогал по хозяйству, но был для нас также и духовным руководителем. Он очень проникся к Пюхтицам. Это для него родная обитель. Можно сказать, что монастырь он сам поднял. В трудные для Церкви времена не дал закрыть нашу обитель».
За годы своего первосвятительского служения Патриарх не единожды посетил Пюхтицы. В последний свой приезд он преподнес матушке Варваре крест с изображением преподобного Серафима Саровского и вручил орден святителя Иннокентия за миссионерские заслуги.
29 августа 2004 года Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в храме московского подворья Пюхтицкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех собравшихся с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с 10-летием московского подворья. В своем слове Святейший молвил:
«Сегодня мы отмечаем 10-летие образования московского подворья Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Не много оставалось действующих монастырей в Советском Союзе — всего было 18 монастырей, которые функционировали в 70–80-е годы. И Пюхтицкий монастырь был одной из женских обителей, имеющих великую святыню — чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы. Множество наших православных верующих людей из разных городов и весей приходило, чтобы соприкоснуться с этой святыней, посетить это благодатное место. Когда распалась великая держава, когда образовались государственные границы между бывшими союзными республиками и посещение Пюхтицкого монастыря стало затруднительным, возникла идея создать в Москве его подворье, чтобы не прекращалась та живая связь, которая издавна существовала между православными верующими нашей страны и Пюхтицкой обителью».
Святейший особо подчеркнул ту важную роль, которую сыграли пюхтинцы в новейшей истории Русского Православия. Монастырь дал Церкви более десяти игумений и настоятельниц в различные обители, которые возрождались в 90-е годы. Опыт монашеской жизни, заложенный в Пюхтицах, оказался востребованным в те годы, когда возрождалась монашеская жизнь во многих других монастырях земли Русской.
...Минуло 53 года с того дня, когда юной девушкой матушка Варвара ступила на перрон станции Йыхви. 37 лет возглавляет она монастырь в сане игуменьи, твердо ведя по пути спасения насельниц обители, которых сейчас 180.
«Об одном глубоко сожалею, — поведала с грустью матушка Варвара, — не смогла я в прошлом году использовать приглашение Святейшего и присутствовать на богослужении в честь его 75-летия. Из-за хвори в Москву не поехала — ноги теперь отказывают. Что поделаешь? Крест у каждого человека свой. Свой он и у Патриарха. Тяжелый крест Первосвятительского служения. Как ручейки к морю, стекаются кресты паствы к кресту нашего Пастыря. А вам, гудковцам, тоже несущим свой крест, я желаю успеха в важном для Церкви начинании, благословленном Предстоятелем, — восстановлении часовен и храмов на вокзалах и станциях. Пусть по всей России поднимутся храмы, подобные нашему «прародителю» в Йыхви».
Евгений ВОСТРУХОВ
Пюхтицы – Йыхви
Фото автора
Гудок, №148 (23415), 16.08.2005