В день праздника иконы Божией Матери «Благодатное Небо» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Архангельском соборе Московского Кремля.
Его Святейшеству сослужил епископ Бронницкий Амвросий.
После Литургии был совершен молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Благодатное Небо», которая находится в местном ряду иконостаса.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви поздравил молящихся с праздником.
«Сегодня мы молимся перед чтимой иконой Божией Матери «Благодатное Небо» и во время Великого поста мы просим Пресвятую Деву содействовать нам на пути покаяния и осознания своих грехов. Да поможет Она нам проходить поприще Великого поста», — сказал Святейший Патриарх.
Как сообщается в Православной энциклопедии, наименование иконы «Благодатное Небо» восходит к написанному на иконе по краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. По преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича.
Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа. Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр 12. 1:5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в западном искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.
Пресс-служба Московской Патриархии