Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Законопроект об особом порядке контроля за деятельностью религиозных организаций. Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Версия для печати
9 декабря 2014 г. 17:15

9 декабря 2014 года на заседании Комиссии при Правительстве РФ по вопросам религиозных объединений рассматривался проект Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций, разработанный Минюстом России на основании поручения Президента РФ от 22 мая 2014 г. Пр-1139.

Текст законопроекта прокомментировала игумения Ксения (Чернега), руководитель Юридической службы Московской Патриархии.

Законопроект изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

В настоящее время такой контроль осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона о НКО, к содержанию которой у представителей традиционных конфессий имеется немало вопросов. В частности, органам юстиции предоставлено право запрашивать любые распорядительные документы религиозных организаций (в том числе внутренние документы, определяющие особенности их иерархической и институционной структуры). Кроме того, указанная статья позволяет представителям органов юстиции участвовать в любых мероприятиях, проводимых религиозными организациями. При этом речь идет именно об «участии» (а не «присутствии») госслужащих на указанных мероприятиях. В Минюсте России данную норму толкуют как позволяющую сотрудникам органов юстиции участвовать в заседаниях органов управления религиозных организаций разного уровня, — таких как, например, приходской совет прихода. Понятно, что подобные положения ст. 32 Закона о НКО противоречат принципу невмешательства государства во внутренние вопросы деятельности религиозных объединений.

Но самое главное, ст. 32 Закона о НКО обязывает религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн. руб., сдавать в органы юстиции отчеты, в которых указывается общая сумма средств религиозной организации, израсходованных за год, а также сведения о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества.

В результате подавляющее большинство религиозных организаций сдают отчеты в органы юстиции, а последние вправе проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса первичной финансовой документации, проведения проверок.

Такое положение дел идет вразрез с базовыми положениями Закона о свободе совести, который не наделяет органы юстиции правом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций.

Отчетность религиозных организаций перед органами юстиции в части расходования пожертвований верующих вызывает у них непонимание.

Кроме того, в сельских приходах Русской Православной Церкви функции главного бухгалтера выполняют, как правило, настоятели либо члены сельских приходских общин, не имеющие специального образования. Отчетность перед органами юстиции в части расходования денежных средств и использования иного имущества является для таких приходов непосильным бременем, в связи с чем поступает много жалоб.

Законопроект изменяет существующий порядок контроля.

Во-первых, религиозные организации выводятся из-под действия ст. 32 Закона о НКО. Порядок контроля за их деятельностью будет определяться профильным для религиозных организаций Законом о свободе совести. Это значит, что порядок контроля за деятельностью религиозных организаций будет особым, не тождественным тому, который предусмотрен для прочих НКО — общественных объединений, фондов, учреждений, АНО и т.д. Надо сказать, что на сегодняшний день действие ст. 32 Закона о НКО не распространяется на государственные компании, бюджетные и казенные учреждения, государственные корпорации, на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Поэтому религиозные организации, в этом плане, не будут «первопроходцами».

Во-вторых, отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из зарубежных источников. Остальные религиозные организации будут направлять в органы юстиции заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования.

В-третьих, возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут ограничены. Такая проверка будет проводится только в случае, если религиозная организация имела поступления денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, от иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма).

Вместе с тем, отдельные положения законопроекта вызывают вопросы и нуждаются в доработке. Так, законопроект предусматривает полномочия Росфинмониторинга и ФНС по проверке соответствия расходования денежных средств религиозных организаций их уставным целям. Указанные органы, по запросам органов юстиции, должны предоставлять последним соответствующую информацию по результатам таких проверок. Данная норма, как полагаю, идет вразрез с концепцией законопроекта, поскольку позволяет органам юстиции косвенно (при посредстве Росфинмониторинга и ФНС) контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций.

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»