Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Послание Священного Синода Элладской Православной Церкви митрополиту Пергамскому Иоанну (Зизиуласу), сопредседателю Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью

Версия для печати
3 апреля 2008 г. 18:42

В «Послании» указывается на ряд принципиально важных положений «Ответов на вопросы, касающихся определенных взглядов на учение о Церкви», которые были подписаны Папой Римским 29 июня 2007 года, и обозначается позиция Элладской Православной Церкви по вопросу православно-католического диалога в связи с вышеуказанным документом.

 

Его Преосвященству митрополиту Пергамскому Иоанну

Прот. № 3512
Афины, 8 октября 2007 года

Преосвященный во Христе брат,

вслед за публикацией документа «Ответы на вопросы, касающиеся определенных взглядов на учение о Церкви», подписанного лично Папой Римским 29 июня 2007 года, после доклада Синодальной Комиссии по межправославным и межхристианским связям касательно определенных экклесиологических положений вышеуказанного текста Священный Синод Элладской Церкви на своем заседании 5 октября сего года решил обратиться к Вашему Высокопреосвященству как сопредседателю Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, с тем чтобы обозначить определенную настороженность в отношении экклесиологических взглядов вышеуказанного документа.

В «Ответах» говорится следующее:

1. Единственной истинной Церковью, сохраняющей подлинные элементы, которые установил Христос для Церкви, является «Католическая Церковь», она и есть действительная и видимая Церковь в истории, которую основал на земле Христос. «Католическая Церковь» — есть одна и единственная Церковь.

2. «Католическая Церковь» пребывает в той Церкви, которая управляется преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним.

3. Из «экклесиологической исключительности», ведущей и к «церковной оценке» всех прочих «Церквей» как таковых, епископы которых не пребывают в общении с преемником Петра, следует, что эти Церкви «экклесиологически ущербны». Кроме того, определенные «Ответы» дерзают характеризовать эти Церкви как «частные или поместные», хотя и признают действительность их Таинств и апостольское преемство.

4. Выражение «пребывать в…», которое в «Ответах» считается по смыслу сильнее выражения «есть», с одной стороны, означает полное отождествление Церкви Христовой с «Католической Церковью» в истории, а с другой — уникальность «Католической Церкви». То есть в «Католической Церкви» всегда присутствуют те элементы, которые соделывают ее в истории «обществом духовным и видимым», а исключительным условием этого общения [1] является связь преемника Петра с епископами этой Церкви, в то время как в прочих «Церквах» признается простое наличие лишь отдельных элементов церковности.

5. «Общение епископов с преемником Петра» является существенной предпосылкой, посредством которой устанавливаются границы всех других церковных структур и описываются внутренние принципы и правила, как для каждой «отдельной» Церкви, так и для «Католической Церкви». Отсутствие этого общения составляет препятствие к тому, чтобы любая «Церковь» в истории появлялась как Церковь. Этот принцип лежит в основе понимания и самой «соборности» Церкви.

Священный Синод Элладской Церкви выразил свою позицию в отношении экклесиологических ссылок «Ответов»:

1. Они непоследовательны относительно официальных и общих текстов Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, документа, принятого в Новом Валааме (1988), а также обсуждаемых текстов: московского (1990), белградского (2006) и римского (2007).

2. От Римско-Католической Церкви требуется дальнейший богословский анализ термина «Католическая Церковь», в частности определение его богословского содержания в связи с первенством Римского епископа как «Патриарха Запада». В противном случае непоследовательность и неточность в дальнейшем создадут проблемы в ходе богословского диалога, как это уже было в прошлом с аналогичными вопросами (Баламандское соглашение).

3. Единственный богословский подход к выражению «Католическая Церковь» — это путь богословского диалога, участие в котором не должно повлечь за собой признание выраженной в «Ответах» теории о недостаточной экклесиологии, экклесиологической исключительности и уникальности.

В силу вышеперечисленных причин Священный Синод считает, что Римско-Католическая Церковь должна прояснить вышеуказанные богословские выражения до завершения богословского анализа исследуемого текста.

Сообщая это Вашему Высокопреосвященству как православному председателю Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, просим, чтобы Вы уведомили участвующие в диалоге делегации Поместных Православных Автокефальных Церквей о настороженности Святейшей Элладской Церкви в отношении указанного документа и поставили в известность об этом также представителей Римско-Католической Церкви на предстоящих в Равенне заседаниях Смешанной комиссии, на которых будут обсуждаться экклесиологические вопросы.

За сим, лобызая о Господе Ваше Высокопреосвященство, пребываем с любовью.

В отсутствие Блаженнейшего Председателя,

Митрополит Новокринийский и Каламарийский Прокопий, председатель Священного Синода,

Генеральный Секретарь архимандрит Кирилл (Мисиакулис).

 

[1] Греческое слово «κοινωνία» означает одновременно и «общество», и «общение», и «причастие» (прим. пер.).

Богослов.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

Представитель Русской Православной Церкви встретился с нунцием Святого Престола в Дамаске

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с послом Ватикана

Состоялась конференция, посвященная 100-летию Свято-Троицкого русского храма в Белграде

Началось посещение председателем ОВЦС пределов Сербской Православной Церкви

Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

Делегация монашествующих Московского Патриархата встретилась с Предстоятелем Коптской Церкви

Начался визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Представители Московского Патриархата, Ассирийской Церкви Востока и Армянской Апостольской Церкви провели круглый стол в честь Дня народного единства

Завершился визит председателя ОВЦС в Индию

Митрополит Кифирский Серафим призвал Православные Церкви дать оценку антидуховным действиям властей Украины

Преставился ко Господу иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Герман (Параскевопулос)

Циркулярное письмо всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви [Документы]

Более 400 верующих выступили против участия главы «ПЦУ» в праздновании памяти Тасосских святых в Греции

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие документы

Циркулярное письмо епархиальным архиереям на территории России об общецерковном сборе для вынужденных переселенцев и пострадавших мирных жителей Курской области

Положение о деятельности детских церковных организаций интернатного типа

О православном отношении к новой практике благословения «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар» в Римско-Католической Церкви

Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Григория о совершении молитв об убиенных и о пострадавших в террористическом акте

Постановление по итогам первого собрания духовенства Московской митрополии

Годовой план проведения православных выставок на территории г. Москвы и выставочных мероприятий, организованных синодальными учреждениями, в 2024 году

Постановление Епархиального собрания города Москвы от 20 декабря 2023 года

Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии о молитвенном поминовении архиереев и клириков Украинской Православной Церкви, в узах пребывающих

Положение о порядке присвоения (подтверждения) и отзыва грифа Синодального отдела религиозного образования и катехизации изданиям, относящимся к его ведению