В «Послании» указывается на ряд принципиально важных положений «Ответов на вопросы, касающихся определенных взглядов на учение о Церкви», которые были подписаны Папой Римским 29 июня 2007 года, и обозначается позиция Элладской Православной Церкви по вопросу православно-католического диалога в связи с вышеуказанным документом.
Его Преосвященству митрополиту Пергамскому Иоанну
Прот. № 3512
Афины, 8 октября 2007 года
Преосвященный во Христе брат,
вслед за публикацией документа «Ответы на вопросы, касающиеся определенных взглядов на учение о Церкви», подписанного лично Папой Римским 29 июня 2007 года, после доклада Синодальной Комиссии по межправославным и межхристианским связям касательно определенных экклесиологических положений вышеуказанного текста Священный Синод Элладской Церкви на своем заседании 5 октября сего года решил обратиться к Вашему Высокопреосвященству как сопредседателю Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, с тем чтобы обозначить определенную настороженность в отношении экклесиологических взглядов вышеуказанного документа.
В «Ответах» говорится следующее:
1. Единственной истинной Церковью, сохраняющей подлинные элементы, которые установил Христос для Церкви, является «Католическая Церковь», она и есть действительная и видимая Церковь в истории, которую основал на земле Христос. «Католическая Церковь» — есть одна и единственная Церковь.
2. «Католическая Церковь» пребывает в той Церкви, которая управляется преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним.
3. Из «экклесиологической исключительности», ведущей и к «церковной оценке» всех прочих «Церквей» как таковых, епископы которых не пребывают в общении с преемником Петра, следует, что эти Церкви «экклесиологически ущербны». Кроме того, определенные «Ответы» дерзают характеризовать эти Церкви как «частные или поместные», хотя и признают действительность их Таинств и апостольское преемство.
4. Выражение «пребывать в…», которое в «Ответах» считается по смыслу сильнее выражения «есть», с одной стороны, означает полное отождествление Церкви Христовой с «Католической Церковью» в истории, а с другой — уникальность «Католической Церкви». То есть в «Католической Церкви» всегда присутствуют те элементы, которые соделывают ее в истории «обществом духовным и видимым», а исключительным условием этого общения [1] является связь преемника Петра с епископами этой Церкви, в то время как в прочих «Церквах» признается простое наличие лишь отдельных элементов церковности.
5. «Общение епископов с преемником Петра» является существенной предпосылкой, посредством которой устанавливаются границы всех других церковных структур и описываются внутренние принципы и правила, как для каждой «отдельной» Церкви, так и для «Католической Церкви». Отсутствие этого общения составляет препятствие к тому, чтобы любая «Церковь» в истории появлялась как Церковь. Этот принцип лежит в основе понимания и самой «соборности» Церкви.
Священный Синод Элладской Церкви выразил свою позицию в отношении экклесиологических ссылок «Ответов»:
1. Они непоследовательны относительно официальных и общих текстов Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, документа, принятого в Новом Валааме (1988), а также обсуждаемых текстов: московского (1990), белградского (2006) и римского (2007).
2. От Римско-Католической Церкви требуется дальнейший богословский анализ термина «Католическая Церковь», в частности определение его богословского содержания в связи с первенством Римского епископа как «Патриарха Запада». В противном случае непоследовательность и неточность в дальнейшем создадут проблемы в ходе богословского диалога, как это уже было в прошлом с аналогичными вопросами (Баламандское соглашение).
3. Единственный богословский подход к выражению «Католическая Церковь» — это путь богословского диалога, участие в котором не должно повлечь за собой признание выраженной в «Ответах» теории о недостаточной экклесиологии, экклесиологической исключительности и уникальности.
В силу вышеперечисленных причин Священный Синод считает, что Римско-Католическая Церковь должна прояснить вышеуказанные богословские выражения до завершения богословского анализа исследуемого текста.
Сообщая это Вашему Высокопреосвященству как православному председателю Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, просим, чтобы Вы уведомили участвующие в диалоге делегации Поместных Православных Автокефальных Церквей о настороженности Святейшей Элладской Церкви в отношении указанного документа и поставили в известность об этом также представителей Римско-Католической Церкви на предстоящих в Равенне заседаниях Смешанной комиссии, на которых будут обсуждаться экклесиологические вопросы.
За сим, лобызая о Господе Ваше Высокопреосвященство, пребываем с любовью.
В отсутствие Блаженнейшего Председателя,
Митрополит Новокринийский и Каламарийский Прокопий, председатель Священного Синода,
Генеральный Секретарь архимандрит Кирилл (Мисиакулис).
[1] Греческое слово «κοινωνία» означает одновременно и «общество», и «общение», и «причастие» (прим. пер.).
Богослов.ru/Патриархия.ru