С 26 по 30 января 2015 года Парламентская Ассамблея Совета Европы во время очередной сессии планирует обсуждение доклада и проекта резолюции «Борьба с нетерпимостью и дискриминацией в Европе, в частности, в отношении христиан». Ранее текст, подготовленный Валериу Гилечи (Valeriu Ghiletchi) (Республика Молдова, Европейская народная партия / христианские демократы), был единогласно принят комитетом Совета Европы по равенству и недопущению дискриминации 3 декабря 2014 года в Париже.
Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы считает данный проект резолюции и доклад важными инструментами мониторинга и возможного улучшения ситуации со свободой религии в Европе. По мнению Представительства, религиозные группы, особенно практикующие христиане, часто ощущают незащищенность перед сторонниками материализма, «новой морали» и перед теми, кто требует исключения религии из разных сфер общественной жизни (средств массовой информации, образования, культуры и здравоохранения), мотивируя это светским характером государства. Новое законодательство часто становится инструментом таких тенденций, нарушающих права верующих, и вступает в конфликт со свободой вероисповедания, провоцируя при этом напряженность и конфликты в обществе. Тексты, подготовленные Валериу Гилечи, вносят важный вклад в отображение сложившейся ситуации и предлагают некоторые варианты решения сложившихся неоднозначных проблем в данной сфере.
В частности, документ признает, что «акты нетерпимости, дискриминации и даже насилия иногда совершаются по отношению к лицам, принадлежащим к религиозному большинству» в Европе. Документ призывает к принятию мер по защите каждого индивидуума на континенте, независимо от размера религиозной общины, к которой тот принадлежит. Делая особый акцент на анализе информации о нарушении прав христиан в Европе, докладчик подчеркивает, что этот анализ не является призывом к особому отношению к христианам, но скорее попыткой призвать страны-члены Совета Европы уважать свободу религии в общем и не допускать дискриминации отдельных религиозных групп и общин, даже если они составляют большинство в обществе. Докладчик напоминает, что в августе 2011 года, комиссия по равенству и правам человека в Великобритании признала, что христиане являются наиболее дискриминируемой группой на рабочем месте. Однако позднее комиссия отказалась от этой позиции.
Ниже приводится краткий обзор доклада и проекта резолюции, которые будут рассматриваться в ПАСЕ в конце января.
Проект резолюции и доклад говорят о нарушениях прав христиан по отношению к свободе их совести и свободе исповедования религии путем отправления культов, учения, иной религиозной практики. Эти права тесно связаны с другими основными правами, в частности, правом на собрание, свободой высказывания и свободой в сфере образования. Таким образом, христиане сталкиваются с проявлениями дискриминации на рабочем месте, распространении отрицательных стереотипов о них, актами вандализма и осквернения церквей.
Нарушения прав христиан на рабочем месте
В докладе приводятся случаи, когда христиане, выполняя свои рабочие обязанности, как то предписано законодательством и профессиональными инструкциями, вынуждены вести себя в разрез с собственными религиозными убеждениями и ценностями.
Так, с одной стороны, в сфере здравоохранения Резолюция Парламентской Ассамблеи № 1763 (2010) «О праве на возражение по религиозным соображениям в сфере медицинского обслуживания» отмечает, что в большинстве стран-членов Совета Европы возражение по религиозным соображениям урегулировано надлежащим образом. В частности, резолюция говорит об обширной и четкой правовой базе, регулирующей возражения работниками сферы здравоохранения, основанными на их религиозных убеждениях, и, одновременно, гарантирующей защиту прав и интересов тех, кто обращается за медицинским услугами. С другой стороны, законодательство создает новые ситуации на рабочем месте, которые противоречат религиозному сознанию многих христиан. Например, христиане, живущие в странах, допускающих однополые браки или граждански союзы, могут стать объектами дискриминации.
В докладе приводятся примеры из жизни людей, отказавшихся регистрировать однополые браки и поэтому уволенных с работы за грубое нарушение трудовой дисциплины (например, Маргарет Доунс из Великобритании, была уволена, но восстановлена на работу после успешной апелляции в суд высшей инстанции). В марте 2014 года комиссия по правам человека Великобритании выдала серию руководящих документов касающихся регистраторов, чьи религиозные убеждения не позволяли им выполнять все их трудовые обязанности. В Нидерландах закон об однополых браках был принят в 2001 году. В то время было предусмотрено исключение из обязанности регистрировать браки для государственных служащих, отказывающихся участвовать в регистрации однополых браков по религиозным убеждениям. Однако с 1 ноября 2014 года такое «освобождение от обязанности» перестало предоставляться, и теперь существует запрет любых возражений против проведения регистрации однополых браков. Это может быть расценено как нарушение свободы совести христиан и других верующих и неверующих. Убеждения отдельного государственного служащего являются не защищенными и не приспособленными к его или ее работе, а принцип «возражение совести по религиозным соображениям» не применяется.
Таким образом, существует острая необходимость в сбалансированном подходе к урегулированию прав разных групп. Такая работа должна проводиться с особой осторожностью, дабы избежать проявлений нетерпимости.
Распространение отрицательных стереотипов о христианах
В некоторых странах-членах Совета Европы христиане становятся жертвами насмешек за их публичную проповедь и защиту религиозных ценностей, включая традиционные браки.
В последние годы средства массовой информации сообщали о некоторых случаях, когда христиане были арестованы и даже осуждены за выражение ими религиозных взглядов по разным вопросам. К примеру, нескольким католическим священникам были предъявлены обвинения в нарушении законодательства запрещающего «язык вражды», так как они проповедовали некоторые доктринальные христианские ценности. Еще больше христианских проповедников также были арестованы за публичные выступления на улицах. Создается впечатление, что основой для многих подобных исков стало размытое и нечетко сформулированное законодательство о «языке вражды», позволяющее особо усердным сотрудникам правоохранительных органов «задушить» любые общественные дебаты.
Средствам массовой информации должна в полной мере быть гарантирована свобода слова, однако они должны проявлять уважение к вере и образу жизни верующих, не прибегая при этом к «утонченному» способу дискриминации христиан и других религий. Европейский суд по правам человека разработал обширную правовую базу на основе своих судебных прецедентов в сфере свободы религии и свободы слова, а также определил объем обязательств государства в этой области. Так, Суд требует, чтобы страны-члены Совета Европы были нейтральными и непредвзятыми по отношению к религиям и верующим, но также должны гарантировать защиту от беспричинных преступлений, подстрекательства к насилию и разжиганию ненависти по отношению к разным религиозным группам.
В докладе упоминается британский закон «О публичном порядке», защищающий права граждан выражать свое мнение по отношению к сексуальному поведению, указывая, что «для недопущения каких-либо сомнений, обсуждение или критика сексуального поведения или практики, или призыв к воздержанию от такого поведения или его изменению, не должны сами по себе рассматриваться как угрожающие или направленные на разжигание ненависти». Это положение авторы доклада считают хорошо сбалансированным и советуют странам-членам Совета Европы, ищущим баланс между потенциально конфликтными правами, такими как свобода выражения религиозного мнения и право не быть дискриминируемым, принять во внимание положения приведенного выше британского закона.
Нарушения права христиан на свободу собраний
В Европе христиане иногда не могут полностью воспользоваться своим правом на свободу собраний. Некоторые христианские мероприятия, молитвенные собрания или богослужения прерываются группами несогласных с точкой зрения представителей этих религиозных общин. Методы выражения несогласия включают словесные оскорбления, подстрекательства к насилию, нанесения вреда имуществу и даже физическое насилие. К примеру, в 2013 году, оксфордский колледж запретил христианскую конференцию, потому что на ней говорилось о том, что брак возможен только между мужчиной и женщиной.
Проявление актов враждебности, вандализма и осквернения мест поклонения христиан
Враждебность по отношению к христианским зданиям и собственности других религий в европейских странах проявляется в многочисленных случаях вандализма и осквернения собственности, оскорбительных заявлений и лозунгов, но включает и разрушение или осквернение христианских символов, разрушение мест отправления культов и осквернение кладбищ или могил, которые также имеют историческое и культурное значение. В 2010 году 84% всех актов вандализма во Франции были совершены по отношению к христианским молитвенным местам. Однако, национальные власти часто не обращают должного внимания на такие действия.
Заботясь о защите прав православных христиан, Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы считает необходимым дополнить информацию доклада в разделе «Акты вандализма и осквернения» (стр. 34) о нападении на протестантские и римо-католические церкви в восточной Украине случаями разрушения православных церквей и монастырей в восточной Украине во время боевых действий, а также случаями нападения на православных священников и верующих региона, унижения их достоинства (источники: митрополит Онуфрий, глава Украинской Православной Церкви, письмо Президенту Украины Петру Порошенко «О нападении на священников Украинской Православной Церкви и на здания церквей», 26 июня 2014 года; заявление Синодального информационного отдела Московского Патриархата, 5 августа 2014 года; письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла главам международных организаций 18 августа 2014 года; обращение Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Петру Порошенко из-за критической ситуации в украинском обществе, 23 декабря 2014 года).
Преступления связанные с проявлением ненависти к религиозным группам должны быть подвергнуты публичному осуждению, и государственные власти должны гарантировать, что лица, совершившие такие преступления, будут выявлены и преданы на суд закона.
Нарушение свободы христиан при выборе образования
В некоторых европейских странах существуют ограничения относительно права родителей не допускать посещения их детьми отдельных уроков или целых школьных программ, которые, по их мнению, противоречат их религиозным, моральным или этическим убеждениями. Это относится, например, к некоторым формам сексуального воспитания в школе.
Такая ситуация сложилась в Испании до 2012 года, пока правительство, наконец, не решило приостановить обязательный курс «Образование гражданина», свой протест по отношению к которому выразили более 55 тысяч родителей, так как этот курс включал взгляды на сексуальность и аборты, неприемлемые для родителей.
В Германии, например, некоторые родители потребовали непосещения их детьми уроков сексуального воспитания, потому как считали, что содержание этого школьного предмета противоречит христианской сексуальной этике. Школы отклонили такое требование родителей, аргументируя это тем, что посещение школы является в Германии обязательным.
Доклад предлагает в качестве возможного решения этой проблемы развитие домашнего школьного обучения для детей, родители которых имеют определенные религиозные убеждения.
Решение проблемы растущей дискриминации христиан в Европе
В своей заключительной части документ предлагает концепцию «разумного приспособления по религиозным причинам» («reasonable accommodation for religious reasons») в качестве решения проблемы существующих нарушений прав христиан и их дискриминации. Этот принцип предполагает подход «здравого смысла» ко многим вызовам, с которыми вынуждены сталкиваться христиане и представители других религиозных групп в Европе. «Разумное приспособление» возлагает на работодателя обязательство допустить религиозную практику своего сотрудника и приспособить ее таким образом, чтобы ее осуществление не создавало чрезмерных нагрузок для самого работодателя. Эта концепция применяется к отдельным лицам, которые конкретно и непосредственно затрагиваются правовым регулированием, ограничивающим полноту реализации их религиозных прав.
В Европе эта концепция уже на протяжении нескольких лет используется для недопущения дискриминации по признаку инвалидности, а в Северной Америке этот принцип успешно применяется в сфере религии и убеждений. Целью, преследуемой концепцией «разумного приспособления», является, таким образом, не исключение применения общего правила, но устранение тех барьеров, с которыми сталкиваются лица, в ситуациях их дискриминации по признаку религии, возраста, здоровья или по другим причинам.
В настоящее время, расширение действия обязанности «разумного приспособления» на проблемы дискриминации по признаку религии, возраста или по другим критериям не нашло своего широкого распространения в странах-членах Совета Европы. Лишь некоторые из них формально используют обязанность «разумного приспособления» к ситуациям отличных от инвалидности. Такими странами являются, например, Болгария и Швеция.
Этот принцип мог бы стать важным ориентиром при разработке новых законодательных актов. Он может также гарантировать свободное присутствие религии в обществе, одновременно делая свой вклад в установление согласия между разными социальными и политическими группами внутри страны.
Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru