По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия начат сбор материалов для канонизации в лике местночтимых святых Казанской епархии выдающегося православного миссионера и просветителя народов Поволжья и Приуралья, ученого и педагога Николая Ивановича Ильминского (1822-1891).
Свидетельства о почитании Николая Ильминского имеют более чем вековую историю.
«Верующие кряшены его еще при жизни называли святым человеком, а в наши дни почитание его только усилилось», — заявил руководитель Кряшенской духовной миссии, настоятель церкви святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана иерей Димитрий Сизов. Священник подчеркнул, что ученый и просветитель лично участвовал в переводах Священного Писания, богослужебных книг и назидательной литературы на родной язык кряшен, в устроении начальных школ в кряшенских селениях, а также в подготовке священнических и учительских кадров.
Н.И. Ильминского называют «апостолом поволжских инородцев» и «апостолом кряшен». Разработанная им миссионерско-просветительская система, важнейшей частью которой было распространение богослужения и обучения на родных языках, сыграла определяющую роль в духовном развитии и этнорелигиозной консолидации кряшен, чувашей и других коренных народов Поволжья и Приуралья.
Ученики и активные проводники системы Ильминского среди чувашей — И.Я. Яковлев (1848-1930), и среди кряшен — В.Т. Тимофеев (1836-1895), почитаются как просветители этих двух народов. Один из наиболее последовательных продолжателей дела Н. Ильминского в начале XX века — епископ Андрей (Ухтомский), возглавлявший в разное время православную миссию в Казанской, Сухумской и Уфимской епархиях и стяжавший впоследствии мученический венец, был в 1981 году канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей. Учебные учреждения, работавшие по системе Ильминского, были распространены по всему Поволжью и соседним с ним регионах, а в многочисленных храмах, где совершались богослужения на национальных языках, происходило подлинное воцерковление поволжских народов.
В советское время имя и духовно-просветительские труды Николая Ильминского были подвергнуты шельмованию и поруганию: его обвиняли в «великодержавном шовинизме» и «русификаторстве», совершенно безосновательно объявляли врагом и гонителем мусульман и татарского народа. Высказывания Николая Ивановича грубо передергивали и фальсифицировали. К сожалению, эта очернительская традиция в отношении Ильминского дожила в Татарстане и до наших дней, что мешает объективному осмыслению его богатого духовно-просветительского и научного наследия, возрождению светлой памяти и прославлению этого выдающегося подвижника, просветителя и библеиста.
Письма со свидетельствами о почитании Николая Ильминского следует направлять на имя управляющего Казанской епархией, митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия по следующим адресам:
422779, Республика Татарстан, Пестречинский район, село Кряш-Серда, ул. Молодежная, д. 1, церковь святителя Николая Чудотворца, настоятелю прихода Сизову Д.В.
420021, г. Казань, Тукаевский переулок, д. 4, храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, настоятелю прихода Павлову П.П.
В письме следует указать фамилию, имя и отчество отправителя, адрес проживания, а также поставить дату и подпись. Текст о почитании праведника, о чудесах и свидетельствах молитвенной помощи с просьбой о его прославлении составляется в произвольной форме.
Татарстанская митрополия/Патриархия.ru