Светлый праздник Пасхи и Воскресения Христова по юлианскому календарю на Апеннинах отметили около одного миллиона православных. «Их присутствие в Италии имеет давние исторические корни, но в последние годы оно достигло невиданных масштабов, к которым общественное мнение, как кажется, не готово», — отметил историк Роберто Мороццо Делла Рокка.
Только лишь в 2006 году православных стало на 259 тысяч больше — это следствие мощного потока эмиграции из Румынии и с Украины. При таком темпе роста православных иммигрантов их станет в ближайшие годы больше, чем мусульман, православная община в Италии станет второй по численности после католической. По данным министерства просвещения Италии, на полмиллиона иностранных учащихся в итальянских школах приходится 117 тысяч православных, а число смешанных браков постоянно увеличивается.
В Риме русский православный храм Святой Великомученицы Екатерины, открытый в 2007 году на холме Джаниколо, рядом с виллой Абамелек, резиденцией посольства РФ, соперничает по высоте с главной католической базиликой Святого Петра, возвышающейся в нескольких сотнях метров от нее. В Бари городской совет только что принял решение о возвращении России подворья и храма Святителя Николая, одинаково почитаемого христианами Запада и Востока.
Из Венеции митрополит Геннадий Зервос ведет переговоры с итальянским правительством: очень скоро и православные греки, живущие в Италии, смогут воспользоваться так называемым механизмом «8 на тысячу» (отчисления различным церквам на установленные законом нужды от частных поступлений в государственный бюджет).
Там же, в Венеции, через несколько дней будет торжественно отмечаться 5-я годовщина создания русской православной общины св. Жен-Мироносиц. Повсюду появляются многочисленные епархии и приходы, что связано с массовой эмиграцией из Центральной и Восточной Европы.
«Впервые Римско-католической итальянской Церкви приходится учиться экуменическому диалогу с весьма многочисленным некатолическим христианским меньшинством», — заявил монсеньер Марко Гнави, директор Управления по вопросам экуменизма столичной епархии. Кроме того, православный мир завораживающее действует на католиков: существование женатых священников и возможность для разведенных вновь вступать в церковный брак стимулируют интерес католиков к православному миру, отмечают ватиканисты.
В Италии православные уже формируют сеть по всей территории в тесном контакте со своими национальными Церквами. Элладская Православная Церковь взяла под свою опеку монументальный комплекс святого Георгия в Венеции. Представители Русской Православной Церкви сформировали 33 общины, плюс три прихода (в их числе и упомянутый храм святой Екатерины в Риме), которые непосредственно подчиняются Московскому Патриархату. Румынские православные подчиняются епископу Силуану Спану, который постоянно пребывает в провинции Масса, и по всей Италии насчитывается более 70 приходов православных румын.
Православные сербы тяготеют к Триесту, их возглавляет епископ Лука Ковачевич, резиденция которого находится в Париже. Болгары вместе с епископом Тихоном Ивановым находятся в Риме. По решению Папы Иоанна Павла II в их пользование сроком на 99 лет выделен один из центральных столичных храмов св. Винченцо и Анастазио, где сейчас размещается просветительский центр Кирилла и Мефодия.
Помимо этих церквей, в Италии проживают представители древних восточных церквей: сирийцы, эфиопы, эритрейцы, египетские копты, армяне.
Журналист Джанни Боццо в статье «Православный ветер над Западом» пишет в туринской газете «Стампа»: «Никто не предполагал, что Православные Церкви вновь будут участвовать в политике и что эпицентром этого феномена станет Россия при президенте Владимире Путине. После краха коммунизма все, что осталось у Востока, — это докоммунистическая история. И представляет эту историю, как в России, так и на Балканах, именно Православная Церковь. Что соответствует ее природе: Православная Церковь не случайно является ведущей в различных государствах, где в отличие от Католической Церкви она придерживается принципа согласия между Церковью и государством. Именно светская власть должна обеспечивать доступ гражданам к христианским откровениям. Православные Церкви не акцентируют внимание на различии целей, преследуемых Церковью и государством, они видят в сути возможного конфликта содержание христианского послания», — говорится в статье.
ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru