27-28 апреля 2015 года, в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Российской Академии наук в Москве проходит международная научно-практическая конференция «Общая Победа: история и память», организованная Институтом всеобщей истории РАН. В конференции участвуют историки и общественные деятели из России, других стран СНГ, дальнего зарубежья.
При открытии конференции ее участников приветствовал председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Отец Всеволод процитировал слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные на XVIII Всемирном русском народном соборе: «Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. <…> Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство».
Это же, по мысли выступавшего, верно и для взаимообщения народов. «У нас, — сказал отец Всеволод, — есть общие герои, общие памятники, общие победы, общие трагедии и торжества. Святейший Патриарх на XVIII ВРНС сказал об опасности «гражданской войны воспоминаний». Ее нужно остановить не только внутри России, но и в отношениях между народами. Да, не стоит скрывать правду. Ошибки и преступления были, по моему убеждению, и у Сталина, и у Черчилля, и у Рузвельта, и практически у всех других активных деятелей периода Второй Мировой войны. Но нельзя забывать и о том героизме, который проявили наши народы, и о той воле лидеров, которая сделала возможной Победу. Нацизм вместе победили и Рузвельт, и Черчилль, и Сталин, и объединившиеся народы. И именно Красная армия и Советский Союз, преемник исторической Руси, воспринимались в годы войны многими народами, в том числе западными, как союзники, а подчас — как освободители».
«Люди разных политических убеждений, разных государственных и социальных систем боролись вместе, — продолжил отец Всеволод. — И это урок на будущее. Вне зависимости от политической направленности того или иного государства, вне зависимости от мировоззренческого самоопределения или интересов того или иного народа, нам нужно сохранять способность к мобилизации и к объединению сил перед лицом общих угроз и вызовов — военных или иных».
Ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Серафим (Амельченков) выступил на конференции с докладом «Социально-патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в 1943-1945 годах (на материалах Смоленской области)».
Согласно докладу, «документы по Смоленской области в определенной степени опровергают устоявшееся утверждение о тяготении к Церкви в военный период преимущественно старшего поколения и особенно селян. Имеются данные о массовом посещении храмов молодежью, участвовавшей в церковных таинствах и обрядах. <…> Потребность в Церкви и духовном окормлении была очень велика. Это показывают многочисленные обращения граждан в органы власти с просьбой об открытии храмов. Данное явление обнаруживает всесоюзный тренд».
«Для победы над врагом, — говорится далее в докладе, — советское правительство задействовало все имевшиеся ресурсы, в том числе и временную корректировку большевистского курса в отношении Церкви. Использование религиозного фактора для реализации планов государства на освобожденной территории имело особое значение. Старания Церкви разрешить вопросы сиротства, ухода за ранеными, сбора продовольствия для них позволяли государству концентрировать усилия на важных оборонных задачах. Одновременно Церкви была предоставлена уникальная возможность через расширение патриотической деятельности восстановить собственную структуру и укрепить позиции в обществе. Данная возможность была ею использована.
Таким образом, в годы войны положение Русской Православной Церкви как социального института окрепло и в социуме, и в государственной сфере. Оказавшись в сложной ситуации, руководство страны осознало необходимость в Церкви (по крайней мере, в критической обстановке войны) и отказалось от политики, нацеленной на ее уничтожение. Сам факт создания Совета по делам Русской Православной Церкви является доказательством ее возросшей роли и статусной позиции в государстве. Вклад Церкви в победу не редуцировался лишь сборами пожертвований, помощью сиротам и раненым. Главным представляется реализация нравственно-психологической функции Церкви. Вместе с тем, корректировку религиозной политики государства и изменение места Церкви в социуме можно рассматривать как временную уступку партийно-государственной системы в критических условиях. В дальнейшем, по мере усиления этой системы и приближения победы, притеснения и гонения на Церковь возобновятся. Вопрос о формах государственной борьбы с религией, способствовавших утверждению атеистической идеологии, во многом детерминировался направленностью политического курса послевоенного периода».
Патриархия.ru