Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 9 мая 2015 года.
Дорогие братья, сестры, друзья, Христос Воскресе!
Вновь поздравляю вас с продолжающимися пасхальными днями и особенно с отмечаемым ныне 70-летием Победы нашего народа, с датой окончания Великой Отечественной войны. Сегодня будет проходить парад на Красной площади, сегодня ветераны получат поздравления в самых разных городах и весях не только Российской Федерации и не только стран исторической Руси, но и стран всего мира. Состоится массовое шествие в центре Москвы — от Белорусского вокзала, откуда уходили на фронт многие и многие тысячи людей, до Красной площади.
А вчера совершилось освящение последнего храма, который был разрушен в Москве — храма Преображения Господня на одноименной Преображенской площади. Это храм воинской славы, который не случайно связывается с самыми судьбоносными периодами истории нашего Отечества, в том числе с появлением при императоре Петре I регулярной русской армии. Это храм, в котором служил пламенный проповедник Слова Божия митрополит Николай (Ярушевич). Это храм, который и разрушен был, возможно, именно потому, что в нем служил любимый всей церковной Москвой и многими во всей Русской Церкви архипастырь.
Святейший Патриарх совершил освящение этого воссозданного храма в присутствии воинства, представителей высшего государственного руководства и большого числа молящихся, в том числе тех, кто в течение многих десятилетий собирал подписи под прошениями, отправляемыми священноначалию Церкви и властям, о восстановлении этого храма.
Я как «абориген» север-востока Москвы прекрасно помню Преображенскую площадь в 70-е и 80-е годы. Это место всегда поражало своей непередаваемой духовной пустынностью. Площадь, отмеченная в истории тем, что в ее районе начиналась воинская слава петровской армии, известная тем, что рядом находится старообрядческое кладбище, также ставшее одним из значимых мест христианского наследия города, — представляла собой обычную транспортную развязку. На ней не было ничего, что свидетельствовало бы о ее богатой истории. Самым примечательным зданием оставался в течение нескольких десятилетий Институт дальней радиосвязи — уважаемое учреждение, в котором совершались и совершаются многие труды, важные для нашего государства и для нашего воинства. Но на этом здании в советское время не было вывески, так как институт был сугубо секретным. И больше ничего значимого на площади не было — были только выходы из метро, довольно неказистые по виду.
Теперь на этом историческом месте вновь появилась историческая доминанта — храм общемосковского значения, который будет особо почитаться нашим воинством. Глубоко символично, что сейчас место, выглядевшее пустынным и покинутым, объединяет в себе храм и музей.
Я помню многих старых москвичей, которые очень тосковали по этому храму, сожалели о его разрушении. С самых первых лет восстановления церковной жизни в 80-е и 90-е годы они начали ставить вопрос о его восстановлении.
Это покойная Лидия Константиновна Колчицкая, которая заведовала канцелярией Московской Патриархии, ближайшей помощницей Патриархов Алексия I, Пимена, Алексия II. Это ныне здравствующий известнейший московский реставратор Игорь Клементьевич Русакомский, который в течение многих лет организовывал людей, чтобы они собирались на месте, где прежде стоял храм, чтобы там совершались молебны и собирались подписи. Это и несколько московских священнослужителей, помнящих этот храм.
Сегодня людей, которые ходили в храм до его закрытия, осталось достаточно немного. Но удивительным образом из поколения в поколение передавалась память об этом храме, о служившем там митрополите Николае, и передавалось стремление разбудить совесть жителей города.
Сегодня благодаря усилиям городских властей, молитве и инициативе многих тысяч православных христиан, благодаря церковному благословению, этот храм вновь воздвигнут на Преображенской площади — на площади, которая символизирует собой нашу воинскую славу, нашу молитву, духовную жизнь города, и, начиная с советского времени — те интеллектуальные усилия по созиданию обороны нашей страны, ее мощи, которые символизирует собой Институт дальней радиосвязи, работающий и на мирные, и на военные цели. Очень символично, что в этом месте вновь объединяется идея воинского служения и служения Богу, так же как и служения народу.
В сознании русских людей служение Богу и народу неразделимы. Служение монаха и служение воина очень близки друг другу. Недаром в дни, которые предшествовали 70-летию Победы, много раз вспоминался подвиг почившего Патриарха Пимена. Он скончался 25 лет назад. В прошедшее воскресенье в храмах Русской Православной Церкви совершались заупокойные молитвы в связи с этой памятной датой.
Святейший Патриарх Пимен, будучи монахом, был советским офицером — майором Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Этот потрясающий образ сопоставим с образами святых монахов Пересвета и Осляби. Хотя Святейший Патриарх Пимен, судя по всему, не вполне добровольно был отправлен на фронт, он, тем не менее, с честью прошел этот путь — путь воина, который жертвенно служил Отечеству. Он очень редко вспоминал о своих военных свершениях, об этом почти ничего никогда не публиковалось. О том, что Святейший Патриарх участвовал в войне, люди знали в основном из разговоров в церковной среде. Но сейчас становится очевидно, что для Святейшего Патриарха Пимена эта страница его биографии была очень органична.
И сегодня вместе соединяются на Преображенской площади Москвы харизма молитвы и харизма жертвенного воинского служения. Эти две харизмы очень важны для понимания смысла истории России и всех православных народов, объединенных общей исторической судьбой в течение непростого ХХ века и ранее в течение многих столетий.
Говоря проповедь о Великой Отечественной войне в храме святого великомученика Георгия Победоносца перед его мощами 6 мая — в день, когда в 1945 году фактически была поставлена точка в войне и когда праздновалась Пасха, — Святейший Патриарх Кирилл сказал следующие слова: «Ни один народ не отдал на алтарь победы 27 миллионов жизней. И сегодня эти 27 миллионов вопиют к небесам, когда кто-то пытается украсть у них подвиг, украсть у них победу. Мы никогда не забудем, что именно наш народ сломал хребет страшному врагу, перед которым отступила вся Западная Европа, и который только благодаря мужеству и жертвам 27 миллионов людей был сломлен, хотя во много крат превосходил нас своей военной мощью, организацией и международной поддержкой. Победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо».
Многие пытаются заставить нас смириться с навязанной нам мыслью о том, что история Великой Отечественной войны есть нечто недостойное, постыдное, и нам нужно оправдываться за то, что мы прошли через всю Европу, освободив народы от чудовищного зла. Никогда не будем поддаваться на призывы считать неправильным то, что было правильным в высшей степени, считать чем-то недостойным, то, что должно воспоминаться постоянно, в том числе в пространстве школы и СМИ. За последние несколько дней мне пришлось общаться одновременно с ветеранами и с молодежью — в университете МИФИ, в одном из научных учреждений, которое занимается космической метеорологией. Я видел, что ветераны относятся к молодежи по-доброму, видя в ней будущее, некое продолжение своего дела, своего подвига, стремления к свободе. И в молодежи присутствует огромное уважение к ветеранам, понимание правильности того, что они совершили.
Великая Отечественная война стала для нашего народа огромным испытанием — в момент, когда общество, по крайней мере, по мнению тех, кто им руководил, должно было утратить веру (впрочем, мы знаем, что это было не так, что перепись населения в страшном 1937 году показала сохранение веры в народе). Но испытание веру укрепило — и значит, не случайно оно было Господом послано.
Приведу еще одну фразу Святейшего Патриарха, сказанную 6 мая в храме святого великомученика Георгия Победоносца: «Мы верим, что и победа в Великой Отечественной войне произошла, в том числе, по его молитвам за тяжко страдавший народ наш, прошедший в течение первой половины XX века страшными дорогами кровопролития, гражданских конфликтов, революций и войн. Народ, который так бережно хранил веру, казалось бы, эту веру полностью утратил, и нужно было раздаться этим страшным громовым ударам войны, чтобы вера православная во мгновение воскресла в сердцах людей. Множество солдат шли в атаку с именем Божиим. У скольких в форме было молитвословие 90-го псалма, которое бережно зашивали в гимнастерки матери, жены и сестры! Наш народ побеждал с молитвой, с верой. И эта жертва, и эта молитва не могли быть отвергнуты Господом, и невидимо Георгий Победоносец на своем белом коне вместе с нашим воинством вошел в побежденный Берлин».
Господь ведет свой народ через многие испытания. Господь наказует народ, когда он впадает в безумие, но Он возвращает народу победу, когда народ возвращается к Богу. Будем помнить об этом во все непростые периоды истории, пытаясь построить свою дорогу в будущее.
Патриархия.ru