Делегация Македонии, посетившая Рим в связи с празднованием Дня славянской письменности, спровоцировала международный скандал. В присутствии премьер-министра Македонии глава непризнанной в православном мире Македонской Православной Церкви митрополит Стефан сказал перед гробом святого Кирилла Философа: «Святой отче Кирилле, сегодня в твоей и нашей Солуни все окаменело. В твоем родном городе лишь прах и пепел, и ни буквы не осталось от твоего и нашего языка. В области, где все говорили как ты и как мы, сегодня македонцам нельзя не только говорить на своем языке, но и вообще существовать. К сожалению, все македонское там преследуется и искореняется, оспаривается даже имя и нашей страны, и нашей Церкви, и сама истина».
Эти слова всколыхнули все Балканы, потому что в македонский узел сплелись противоречия четырех стран: Македонии, Болгарии, Сербии и Греции.
Македония утверждает, что македонцы спокон веков существовали как отдельный народ с отдельным языком, что старославянский язык есть в сущности старомакедонский, что, соответственно, славянская письменность есть, в сущности, письменность македонская, и что отрицающие это отказывают Македонии в праве на национальное и государственное бытие.
Болгария настаивает на том, что македонцы — это этнографическая группа болгар, а современный македонский язык — это группа западноболгарских диалектов, на основе которой только в середине ХХ века был искусственно создана литературная норма и для отдаления от болгарского насыщена сербскими и новопридуманными словами. Соответственно, старославянский язык в Болгарии называется староболгарским.
Сербия признает независимость Македонии, македонцев как отдельную нацию и македонский как отдельный язык, но Македонию считает канонической территорией Сербской Церкви. Поэтому Сербия стремится поддерживать каноническую Охридскую архиепископию, а официальное Скопье, напротив, противится «церковному гегемонизму Белграда» и поддерживает раскольников».
Наконец, Грецию пугают прежде всего слова «Македония» и «македонский». После распада СФРЮ греки добились, чтобы «Македония» не стало официальным названием страны: в международных документах она называется «Бывшая югославская республика Македония». Афины опасаются, что в противном случае Македония сможет претендовать и на Эгейскую Македонию (северное побережье Эгейского моря, где, в частности, расположены Салоники, они же Солунь — родина свв. Кирилла и Мефодия и один из двух имеющихся в стране крупных городов). После Второй мировой войны население Эгейской Македонии подверглось эллинизации, проводившейся довольно жесткими мерами, и теперь в Греции своего славянского населения практически не осталось.
Слова македонского иерарха, напомнившие об этой странице истории, уже вызвали официальный протест Афин.
Regions.ru/Патриархия.ru