Ваше Превосходительство, многоуважаемый Геннадий Николаевич!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходящий в Москве 18-23 февраля 1997 года, представляет вам свою реакцию на некоторые аспекты процесса совершенствования российского законодательства.
Особо печалит отсутствие в ныне действующем законе «О свободе вероисповедания» и в подготовленном проекте поправок к этому закону признания того факта, что Русская Православная Церковь в течение тысячи лет формировала духовно-нравственный облик русского народа и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан России. Собор обращает ваше внимание на практику многих стран Европы, в которых законодательные акты, учитывая роль и значение той или иной конфессии, закрепляют ее особое положение, что отнюдь не умаляет свободы вероисповедания. В качестве примера могут быть упомянуты Болгария, Великобритания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Финляндия, Швеция и многие другие страны.
Свидетельствуем, что наша Церковь признает положительную ценность принципа равноправия религиозных объединений перед законом. Однако, к сожалению, в некоторых кругах нашего общества существует неправильная интерпретация этого принципа как равнозначимости, равновеликости религий и конфессий. Такая интерпретация не отражает реальности, сложившейся в России и в целом в Европе, ведет к дискриминации традиционных религиозных объединений, имеющих большое число последователей. Мы убеждены, что законодательное признание роли Русской Православной Церкви и других традиционных религий на основе принципа равноправия будет способствовать сохранению духовно-нравственных и культурных устоев общества.
Среди проблем, волнующих епископат, клир и многомиллионную паству нашей Церкви, — продолжающаяся бесконтрольная деятельность в России деструктивных псевдорелигиозных организаций и зарубежных миссионеров, вносящих новые разделения в общество. Считаем, что нынешний законопроект делает чрезвычайно робкие шаги, не позволяющие на практике разрешить данную проблему. В связи с этим полагаем необходимым внести в законодательство конкретные нормы, регламентирующие создание и деятельность иностранных религиозных организаций и их представительств. Надобно также усилить положения, касающиеся защиты личности и общества от разрушительной деятельности псевдорелигиозных структур.
К сожалению, сохраняется и может усилиться налоговое бремя, тяжким грузом лежащее на церковных структурах и предприятиях, созданных ими в благотворительных целях. Средства, пожертвованные Церкви, возвращаются народу. Именно на этом принципе основана мировая практика освобождения религиозных организаций от налогов. Нельзя забывать также о том, что тяжелое материальное положение Русской Православной Церкви и других традиционных религий в России усугубляется необходимостью восстановления в кратчайшие сроки общенародного достояния, разрушенного в годы гонений и ныне находящегося в ведении религиозных организаций.
Тревожит нас и тяжелое состояние общественной нравственности. Свидетельствуем, что воля многих миллионов православных верующих направлена к очищению общества от навязчивой пропаганды греха и разврата, вражды и насилия, межнациональной, политической, религиозной и культурной розни. Средства массовой информации, особенно электронные, а также общедоступные кино-, видео- и компьютерные материалы, должны быть свободны от такой пропаганды. Недопустимо влияние подобной пропаганды на неокрепшие души детей и юношества.
Выражаем надежду на то, что вышеизложенные пожелания будут учтены. Это позволило бы православным верующим в мире со своей совестью исполнять государственные законы.
Примите пожелания мира и благополучия. Господь да поможет вам в трудах на благо Отечества.