Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад архиепископа Бронницкого Тихона, председателя Издательского Совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии

Версия для печати
9 июня 2008 г. 21:56

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Мой доклад будет посвящен деятельности Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета Московского Патриархата за время, истекшее после Собора 1997 года. Я предполагаю кратко осветить нынешнее положение, а также рассмотреть перспективы дальнейшего развития этих церковных структур.

 

1. Деятельность Издательства за 1997-2000 годы

Как известно, годы между предыдущим и нынешним Соборами были неблагоприятными для экономической деятельности. Прежде всего, я имею в виду так называемый дефолт августа 1998 года, когда в результате банковского кризиса пострадало и Издательство Московской Патриархии. Экономическая ситуация для нас осложнялась еще и тем, что некоторые наши издания мы печатали за границей, находясь в договорных отношениях с иностранными фирмами. Тем не менее, невзирая на экономические трудности, центральное церковное издательство успешно работало, продолжая обеспечивать выпуск основных официальных изданий.

а) «Журнал Московской Патриархии»

В первую очередь это выпуск «Журнала Московской Патриархии», который все это время выходил практически без задержек, освещая все важнейшие события в жизни Церкви. Хотел бы поблагодарить тех Преосвященных архипастырей, в епархиях которых уделяется должное внимание организации подписки на главный официальный церковный орган. Вместе с тем, в связи с поступающими иногда жалобами на нерегулярность получения Журнала, хочу сказать, что задержки с его получением имели место не по вине Издательства, а были следствием конфликтов между железной дорогой и почтой, в результате которых в некоторых регионах случались перебои с доставкой периодических изданий подписчикам. Дабы избежать таких задержек, рекомендовал бы оформлять подписку через отдел реализации Издательства, что полностью гарантирует своевременность доставки, позволяет снизить расходы и дает возможность экономически поддерживать собственные церковные структуры, а не «Роспечать».

В последнее время оформление «Журнала Московской Патриархии» существенно улучшилось, он стал полностью цветным. Вместе с тем это не привело к значительному росту его стоимости, за что хочу выразить особую благодарность руководству Художественно-производственного предприятия «Софрино». К сожалению, уровень подписки на Журнал по-прежнему мал — около 4500 экз. Для нашей многомиллионной Церкви эта цифра просто смехотворна. Сделать рентабельным выпуск нашего центрального органа печати можно, лишь обеспечив тираж на уровне 30-40 тыс. экз. Восстановление контингента подписчиков Журнала среди нашего духовенства остается пока нерешенной задачей — подписывается в лучшем случае каждый четвертый священнослужитель. Иными словами, решение Архиерейского Собора 1997 года о восстановлении повсеместной подписки на «Журнал Московской Патриархии», по сути дела, не выполнено самими же архипастырями. Епархии выписывают Журнал весьма неравномерно: одни — сотни экземпляров, другие — десятки и даже единицы. Между тем Журнал является официальным органом Русской Православной Церкви, призванным служить сплочению клириков и мирян вокруг своего Священноначалия, в нем вот уже 60 лет публикуются все Патриаршие Указы и распоряжения. Стоимость годовой подписки около 250 руб. — это меньше, чем стоимость месячного проездного билета на городском транспорте; полагаю, что каждый священнослужитель в состоянии изыскать такую сумму. Подписка на Журнал, на наш взгляд, должна быть обязательной.

В качестве приложения к ЖМП с 1998 года Издательство выпускает журнал «Прозрение», имеющий целью распространять информацию о деятельности сект; вышло уже четыре номера, он пользуется большим успехом во многих епархиях нашей Церкви.

б) Газета «Московский церковный вестник»

Что касается газеты «Московский церковный вестник», то в последние годы удалось повысить ее периодичность — теперь она выходит два раза в месяц тиражом 10 тыс. экз. В ее публикациях оперативно отражаются актуальные проблемы церковной жизни, с 1999 года стала регулярно появляться вкладка-приложение «Обзор православных изданий». К сожалению, и в отношении газеты можно сказать то же, что и в отношении Журнала: ее выпуск в настоящее время экономически нерентабелен, а многократно предпринимавшиеся нами попытки получить от государства дотации на ее издание не привели к положительным результатам. По этой причине, несмотря на официальный статус газеты, она по-прежнему распространяется главным образом в Москве. Между тем центральная церковная газета могла бы благотворно влиять на широкие слои общества, знакомя своих читателей с позицией Церкви по всем насущным вопросам современности.

в) Православный церковный календарь

Важнейшим нашим изданием являются официальные Православные церковные календари — как настольные, так и стенные, отрывные и иных видов и форматов. Они имеют высокое качество, хорошо оформлены, помимо месяцеслова содержат сведения о епископате Московского Патриархата, а в календарь на 2000 год — год 2000-летия Рождества Христова — были включены сведения о всех Православных Поместных Церквах и их Предстоятелях.

К сожалению, до сих пор не изжита практика пиратских изданий церковных календарей, когда в погоне за материальными выгодами некоторые недобросовестные лица грубо нарушают право Издательства на выпуск Патриаршего Православного церковного календаря с богослужебными указаниями. Особенно возмутительно то, что такая продукция находит спрос, причем, отнюдь не в светских книжных магазинах и не на окраинах нашей страны, а в ряде столичных храмов, настоятели которых не считают для себя зазорным иметь дело с подобными «бизнесменами».

При этом следует подчеркнуть, что Издательство вовсе не стремится установить монополию на издание календаря. Напротив, нас радует, когда этим занимаются многие православные и даже светские издательства, желающие включать в свои календари сведения церковного характера. Мы стараемся помочь таким издательствам, предоставляя им выверенную сетку церковных празднеств. Но Патриарший церковный календарь имеет свои, особые задачи: он предназначен главным образом для клира Русской Православной Церкви и служит достижению богослужебного единства Церкви. Известно, какое большое значение этот вопрос имел в нашей церковной истории: искони на Руси придавали огромное значение тому, чтобы молитвы ко Господу возносились «едиными устами и единым сердцем», чтобы не возникало никаких поводов для разделения и в любом храме в положенное время звучали одни и те же молитвы, восславлялись одни и те же святые, звучали одни и те же евангельские зачала. Одно дело — светский календарь (указание в нем памятей святых и двунадесятых праздников еще не делает его церковным), и совсем другое — церковный календарь с богослужебными указаниями и чтениями: проблемы, которые возникают при его составлении, таковы, что в ряде случаев даже многоопытным сотрудникам Издательства Московской Патриархии приходится обращаться за разъяснениями в Богослужебную комиссию при Священном Синоде, а иногда и лично к Святейшему Патриарху. Недопустимо, чтобы в календарях различных епархий эти проблемы решались по-разному (как иногда бывало в дореволюционной России). Нельзя считать нормальным положение, при котором в некоторых епархиях вообще нет Патриаршего церковного календаря, и его приобретение в Издательстве Московской Патриархии духовенству запрещается, издаются же по благословению Преосвященных свои собственные календари с ошибками. Именно так обстояло дело в Екатеринбургской епархии, и Владыка Викентий рассказывал, что когда он прибыл на кафедру, Патриаршего календаря не было даже в Епархиальном управлении. По нашему мнению, тот, кто поступает таким образом, собственными руками разрушает свое общецерковное издательство — необходимо ясно это сознавать.

Хочу обратить внимание Преосвященных участников Собора еще на один момент. В настоящее время в связи с происходящим повсеместно процессом канонизации новомучеников и подвижников благочестия недавнего прошлого, а также в связи с общей активизацией церковной жизни наблюдается стремление различных заинтересованных лиц, так сказать, повысить статус прославившихся в их епархиях или обителях святых путем установления им общецерковного почитания или введения дополнительных памятей. Причем имеет место довольно-таки легковесное отношение к этому вопросу: вместо предусмотренного канонами способа (через определение Церковного Собора) просто обращаются к Святейшему Патриарху с просьбой о внесении соответствующих изменений в официальный церковный календарь. В качестве примеров можно указать на прошения о включении в календарь памятей местночтимых святых — преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских, об установлении памяти второго обретения и перенесения в монастырь святых мощей преподобного Саввы Сторожевского, наконец, о включении в официальный церковный календарь дня рождения блаженной Матроны Московской; последнее прошение особенно удивительно, если учесть, что дни рождения святых никогда не включаются в церковный календарь (исключением является только рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Полагаю, что число таких прошений в ближайшие годы будет только возрастать. Более того, некоторые обходятся и без прошений: так, недавно одно православное московское издательство выпустило календарь с таким пополненным списком имен святых, что, например, Владыка Мануил нашел там карельского святого, которого не знают даже в Карелии.

В настоящее время в официальном Православном церковном календаре нет отдельных памятей местночтимых святых, однако они входят в состав тех или иных Соборов святых; таких соборных памятей в нашем календаре около тридцати, они появились в 1970-80-е годы.

На наш взгляд, не следует идти по пути загромождения основной части календаря памятями местночтимых святых, но вместе с тем необходимо более детально представлять в нем сведения о Соборах святых. Сейчас список имен святых, входящих в тот или иной Собор, как правило, не приводится, однако его можно было бы помещать сразу после основной части месяцеслова. В прежние годы такие списки давались только один раз при включении в календарь новых соборных памятей, в последующих же изданиях календаря они исключались. Но что нам мешает давать эти списки каждый год, тем более, что они в ближайшем будущем очевидно будут пополняться? Полагаю, что включение в календарь дополнительного раздела «Соборы святых» снизило бы нагрузку на основную часть месяцеслова, одновременно повысив информационную ценность календаря и интерес к нему в епархиях.

Вновь призываю всех Преосвященных пользоваться лишь официальным календарем и с удовлетворением хочу отметить, что многие архиереи приходят к осознанию того, что это действительно необходимо, и начинают покупать для своих епархий только календарь, выпущенный Издательством Московской Патриархии.

г) Церковная литература

За минувшие три года Издательство выпустило свыше 170 названий книг, в том числе официальные издания, богослужебную и духовно-нравственную литературу; ряд книг был выпущен совместно с другими издательствами. Среди выпущенного в свет хотелось бы особо выделить двухтомное собрание слов, речей, посланий, докладов, проповедей Предстоятеля Русской Православной Церкви за 1990-2000 годы, изданное к 70-летию со дня рождения и 10-летию интронизации Его Святейшества. Так уж получилось, что, ставя своей задачей отразить служение Святейшего Патриарха Алексия II, по существу мы создали церковную летопись конца уходящего века, показывающую, как реально, в пространстве и во времени, происходило духовное возрождение России.

И все же главным направлением своей работы Издательство считает выпуск богослужебных книг. При этом мы не ограничиваемся репринтным воспроизведением изданий прежних лет, потребность в которых постоянно ощущается, — одновременно подготавливаются и новые издания богослужебных текстов с учетом старых традиций, но с использованием новых компьютерных технологий, что позволяет улучшать качество книг, делать их более удобными для пользования. Один из примеров таких изданий — выпущенная в большом и малом формате книга «Пассия, или чинопоследование с Акафистом Божественным Страстем Христовым», которая помогает упорядочению совершения этой службы. Ту же задачу — помочь священникам и причту при богослужении — выполняют ежегодно издаваемые «Богослужебные указания».

В деле издания богослужебных книг у нас имеются определенные проблемы. В настоящее время сложилась практика, когда такие книги (в том числе Служебник, Триоди, Октоих, Минеи и другие) издают самые разные православные издательства. Однако далеко не каждое издательство располагает специалистами необходимого уровня. В результате из печати выходят книги, распространение которых нежелательно. В качества примера укажу на репринтное переиздание Московским Сретенским монастырем Цветной Триоди 1914 года, редакция текстов которой не соответствует принятой ныне в нашей Церкви. В магазинах можно найти богослужебные указания, соответствующие практике Русской Православной Церкви Заграницей — без каких-либо комментариев по этому поводу. Издаются акафисты, молитвы и другие богослужебные тексты, не утвержденные Священноначалием нашей Церкви. Как правило, в таких публикациях содержится множество ошибок, связанных с недостаточным знанием авторами и издателями церковно-славянского языка. Так, в 1998 году Московским Покровским монастырем был выпущен Акафист блаженной Матроне с совершенно невыправленным текстом. Зачастую при репринтном воспроизведении старых богослужебных книг сохраняются устаревшие ныне формулы (например, поминовение Царствующего Дома на ектениях и тому подобное).

Распространение через систему церковной книготорговли таких изданий приводит к искажению строя и благолепия церковных служб, к нарушению богослужебного единства Церкви. Один батюшка рассказал мне случай, когда при совершении чина богоявленского водоосвящения службу с трудом удалось довести до конца, ибо у священника, диакона и хора были богослужебные книги с различными текстами, изданные различными частными издательствами.

Между тем у нас имеется соответствующий Синодальный Отдел — Издательский Совет Московского Патриархата, и в связи с вышесказанным представляется своевременным поставить вопрос о том, что выпускать богослужебную литературу имеют право только те издательства, которые получили разрешение этого Отдела. Другими словами, следовало бы вернуться к прежней практике, когда на титуле всех без исключения богослужебных книг стоял гриф «Издание Московской Патриархии», а название выпускающего издательства указывалось бы лишь в выходных данных.

д) Звукозапись

В 1997 году в Издательстве был возрожден отдел звукозаписи, который выпускает уже не пластинки, а аудио- и компакт-диски. За эти годы он осуществил серию записей таких исторических событий, как возрождение богослужений в храмах Московского Кремля, первых богослужений в Храме Христа Спасителя. К 70-летию Святейшего Патриарха была подготовлена и выпущена подарочная серия из ряда сдвоенных компакт-дисков с записью Патриарших богослужений. Сейчас проводятся записи церковных хоров по епархиям и монастырям Русской Православной Церкви, а также запись богослужений и торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова.

е) Интернет

На Соборе 1997 года было принято решение о необходимости улучшения обмена информацией между епархиями и Синодальными учреждениями (Определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 38). Выполняя это решение, Издательство активно осваивает Интернет — всемирную компьютерную сеть, в настоящее время ставшую уже и в нашей стране наиболее оперативным средством информационного обмена. С начала прошлого года мы разместили на электронной странице Издательства все его основные издания, в том числе «Журнал Московской Патриархии», «Московский церковный вестник», Православный церковный календарь. Мы создали и поддерживаем раздел «Анонсы и летопись Патриаршего служения», а также справочный раздел, который, в частности, содержит сведения о епископате Московского Патриархата, обновляющиеся не раз в году, как в календаре, а по мере происходящих изменений. Этот раздел содержит также сведения об орденах Русской Православной Церкви, богословско-литургический словарь и другие материалы. Электронная страница включает в себя и каталог Издательства, отражающий все многообразие его деятельности. Учитывая, что Интернет является технологией достаточно новой, мы проводим работу по его практическому освоению: так, мы обучали пользоваться Интернетом всех желающих участников Конгресса православных журналистов, состоявшегося весной этого года в Москве. Предполагается и в дальнейшем устраивать подобные семинары, и Преосвященные архипастыри могут направлять на них пресс-секретарей и православных журналистов из своих епархий.

 

2. Работа Издательского Совета

Перехожу теперь к характеристике работы Издательского Совета Московского Патриархата, призванного осуществлять общее руководство православной издательской деятельностью, в том числе и церковными СМИ. Священноначалие нашей Церкви придает его деятельности большое значение, о чем свидетельствует тот факт, что осенью прошлого года Определением Священного Синода ему был придан статус Синодального отдела.

Прежде всего, следует отметить деятельность Совета по координации православного книгоиздания. За отчетный период через Совет прошло около 200 книг. В ряде случаев Совет не мог дать испрашиваемого благословения на издание, но большей частью книги после поправок и замечаний рекомендовались к выпуску. Для рассмотрения представляемых рукописей привлекались компетентные специалисты, в том числе профессора и преподаватели Духовных школ. Работа эта весьма важна, необходимо не только чтобы книг выпускалось больше, но чтобы их содержание полностью соответствовало православному вероучению и нашей церковной традиции.

В настоящее время, в условиях, когда усилиями современных светских СМИ идея о неприемлемости цензуры как таковой внедряется и в церковное сознание, помещение на церковных изданиях грифа «печатается по решению Издательского Совета» является определенной заменой института духовной цензуры. На наш взгляд, вся литература духовного содержания, продаваемая в храмах, должна иметь отметку о прохождении соответствующей церковной экспертизы. При этом следовало бы вернуться к дореволюционной практике, когда указывалось еще и имя эксперта (цензора). Замечу также, что вопрос церковного контроля за церковными же изданиями — это отнюдь не покушение на свободу, а способ сохранить наше церковное богатство, накопленное тысячелетиями. Ограничения в способах самовыражения авторов могут огорчать разного рода плюралистов, но в вопросах спасения, то есть духовной жизни и смерти, у Церкви иные приоритеты.

В рамках организации каталожной формы торговли в 1997-1998 годах Издательский Совет осуществил два выпуска «Каталога изданий Русской Православной Церкви». К работе по составлению Каталога было привлечено более 40 православных издательств России, он был издан тиражом 30 000 экз. и разослан в значительную часть храмов Русской Православной Церкви, во все Епархиальные управления, монастыри, Духовные учебные заведения. К сожалению, из-за кризиса 1998 года это важное издание было приостановлено.

В последнее время Совет активизировал работу, направленную на координацию деятельности православных СМИ. Такой координации немало содействовала организация встреч ведущих православных журналистов и руководителей церковных СМИ со Священноначалием Русской Церкви, в частности, с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием. Совместно с Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания мы ежегодно проводим фестиваль-семинар православного телевидения.

Важным этапом в развитии этого направления деятельности Совета стала организация первого Конгресса православной прессы, который был проведен в марте текущего года в Москве. Этот форум стал дальнейшим шагом в деле консолидации церковных сил, которые трудятся ныне на поприще православных СМИ. На Конгресс прибыли около 400 журналистов из большинства епархий Русской Православной Церкви, впервые они смогли обменяться накопленным опытом. Для поддержания дальнейшей связи друг с другом было высказано предложение о создании Союза православных журналистов России, учреждаемого в целях содействия Церкви в распространении православных духовно-нравственных ценностей, была обсуждена и принята концепция Устава такого Союза.

Следует отметить также, что деятельность Совета в области координации периодической церковной печати затрудняет отсутствие у нас православных газет и журналов из ряда епархий. Хотел бы призвать епархиальных Преосвященных проконтролировать, высылается ли выходящая у них церковная периодика в Издательский Совет, чтобы мы могли, сопоставляя различные издания между собой, давать в случае необходимости надлежащие рекомендации.

 

3. Проблема подготовки кадров

Остановимся теперь на проблеме подготовки молодых кадров в области церковной журналистики — для нас эта проблема актуальна еще и потому, что именно редакционно-издательская сфера деятельности в последние годы подверглась наиболее интенсивному воздействию технического прогресса. Следует отметить также, что журналистов не готовят наши Духовные школы, а та подготовка, которую проходят журналисты в светских вузах, нас никак не может удовлетворить.

По этим причинам первоначально на базе Издательства был создан Институт церковной журналистики и издательского дела с задачей готовить квалифицированных церковных журналистов, публицистов и издателей для работы в различных церковных учреждениях издательского и информационного характера. В 1998 году этот Институт был преобразован в факультет того же названия Российского Православного университета имени Иоанна Богослова, но сотрудники Издательства Московской Патриархии по-прежнему принимают в его работе самое активное участие. Вместе с тем будущие церковные журналисты получают теперь более основательную подготовку по богословским дисциплинам, изучают древние и новые языки, осваивают компьютер. Многие студенты уже сегодня являются штатными сотрудниками различных церковных издательств. В качестве учебной практики они издают свою студенческую газету «Университетский вестник», где все — от написания статей и до компьютерной верстки — делают сами. Имеется много просьб из епархий об открытии заочного отделения на факультете.

Русской Православной Церкви нужны своя пресса, свое радио и свое телевидение, а для этого, прежде всего, требуются православные журналисты. Думается, что труд по подготовке таких журналистов со временем окупит себя.

 

4. Вопросы научной деятельности

Как известно, в нашей Церкви нет специальных научных институтов, поэтому научной деятельностью у нас занимаются те церковные структуры, которые имеют потребность в этом. В первую очередь, это конечно наши Духовные школы; такая деятельность традиционно велась и в Издательстве Московской Патриархии. Ведется она и ныне, хотя и не в тех масштабах, как в недавнем прошлом, когда мы имели возможность направлять сотрудников в научные командировки, вести работу в архивах и тому подобное. Между тем потребность в повышении именно научного уровня Издательства ныне увеличилась. Проиллюстрирую это на примере издания сборников «Богословские труды», которые имеют важное значение для дальнейшего развития русской богословской науки и которые мы продолжаем выпускать с периодичностью один номер в год (за истекшее время вышли три сборника — с № 33 по № 35).

В дореволюционной России богословские журналы издавали исключительно богословские учебные заведения. В советское время «Богословские труды» разрешалось печатать только Издательскому отделу Московского Патриархата, но фактически основная работа по подготовке и научному редактированию сборника все же осуществлялась силами наших Духовных школ; Издательский отдел отвечал лишь за набор, корректуру и печатание сборника. Ныне составлением и редактированием «БТ» занимается исключительно Издательство Московской Патриархии. По-видимому, это неизбежно в нынешних условиях, когда наши Академии еще не полностью восстановили свой некогда огромный научный потенциал. Тем большая ответственность ложится на Издательство, которое не сможет решить возложенные на него задачи без развития в своих стенах научных исследований.

Основные наши усилия в этой области были связаны с освоением новых информационных технологий. В стенах Издательства были созданы компьютерные базы данных, относящиеся к различным областям христианского вероучения и жизни Церкви. Цель этой работы — информационное обеспечение православной издательской деятельности, а также поддержка научно-богословской и учебно-методической деятельности в Духовных школах.

Функционирующая в настоящее время в Издательстве компьютерная библиографическая система «Русская богословская и церковно-историческая наука» имеет около 100 тыс. единиц хранения. Особенно полезна для нас постатейная роспись «Журнала Московской Патриархии» за все годы его издания, ведется подготовка к выпуску соответствующего указателя на CD-rom’е. В Издательстве созданы также базы данных по агиографии, гимнографии, иконографии и некоторые другие.

Результаты этих исследований вплотную подводят к задаче создания Информационного центра Русской Православной Церкви, с помощью которого можно будет перейти на качественно новый уровень в справочно-информационном обслуживании церковных структур, в решении разнообразных издательских, научных, исследовательских проблем. Одним из важнейших направлений деятельности Православного информационного центра станет ввод в компьютер полного корпуса богослужебных текстов и создание компьютерных Симфоний и указателей к этим текстам. Разумеется, сроки решения этих задач зависят от соответствующей финансовой поддержки.

 

5. Экономические аспекты

Характеризуя объем продукции Издательства за 1997-2000 годы, следует отметить, что общий тираж выпущенной продукции составил около трех миллионов экземпляров. При этом основной вклад в этот показатель дает православный церковный календарь, средний тираж остальных изданий — 5-10 тыс. экз. каждого наименования.

В экономическом отношении Издательство является автономной организацией, оно не получает никаких дотаций из центрального церковного бюджета, а напротив, по мере сил делает в него отчисления. При современных ценах на полиграфические услуги нам порой приходится изыскивать весьма значительные средства на производство книг. К примеру, чтобы сдать в типографию такую всем известную книгу, как Октоих, при нынешних ценах на бумагу и полиграфические услуги необходимо произвести предоплату около миллиона рублей. Недостаток оборотных средств — главное, что сдерживает сейчас нашу работу. Именно по этой причине Издательство не может запустить в печать ряд подготовленных к выпуску книг, в том числе книги из серии «Русское духовное наследие», учебные пособия для Духовных школ, различные богослужебные книги и многое другое.

Спрашивается: может ли официальное церковное Издательство быть рентабельной организацией в принципе? Мы полагаем, что нет, и вот почему.

1. Издание литературы официального характера нигде и никогда экономически не окупается — мы видим это и на примере государственных издательств, выпускающих правительственную литературу. Между тем нашему Издательству часто приходится подготавливать и выпускать официальные церковные материалы, что требует огромных сил и внимательности от редакторов, корректоров, верстальщиков, — и все это с экономической точки зрения никак не окупается.

2. Издание богослужебной литературы также не может приносить прибыль, ибо является делом весьма наукоемким, дорогостоящим и малотиражным, поскольку сфера потребителей такой литературы ограничена — это, главным образом, церковный клир.

3. И наконец, совершенно бесплатной является рецензирование Издательским Советом представляемых на отзыв книг. Ведь если мы начнем взымать деньги за такое рецензирование, это сразу же сократит число обращений в Совет, мы же хотим максимально расширить данную сферу нашей деятельности. Между тем, иногда для таких отзывов приходится привлекать высококвалифицированных специалистов, оплачивая их труд. Да и современное полиграфическое производство требует персонала высокой квалификации.

В результате мы пришли к такому положению, что из всех православных издательств Москвы сотрудники центрального церковного Издательства получают самую маленькую заработную плату. В этих условиях нам все труднее удерживать кадры, так как другие издательства предлагают в три-четыре раза более высокие ставки, нежели те, что у нас. Штат постоянных сотрудников Издательства сократился за последние три года до сорока человек, из которых лишь половину можно отнести к творческим работникам. Я уже не говорю о том, что мы не имеем средств для поддержания на должном уровне своей издательской техники в условиях, когда повсеместно идет процесс технической модернизации.

Мы обращались в Комиссию по экономическим вопросам Московского Патриархата с просьбой об изыскании возможности оказания материальной помощи хотя бы для печати официальных изданий, но ответ получили отрицательный. Между тем в Определении Архиерейского Собора 1997 года говорилось, что «Собор считает весьма важным и своевременным изыскание средств для поддержания и развития центральных церковных периодических изданий и иных средств массовой информации, находящихся или могущих находиться в будущем в ведении Московской Патриархии и Синодальных учреждений» (Определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 24).

Одновременно происходит другое — у Издательства отобрали, например, склады в Новодевичьем монастыре, и мы храним отпечатанную литературу в контейнерах под открытым небом.

Еще одна сторона издательского дела — отношения с типографиями. В течение долгих лет наша Церковь страдала от государственного монополизма в области печати, мечтала о своей церковной типографии. И вот такие типографии появились, но, к сожалению, их расценки зачастую выше, чем в светских типографиях. И вот мы обращаемся с нашими заказами в светские типографии, а церковным нашим типографиям, чтобы выжить, приходится печатать светскую литературу.

Наконец, нельзя считать нормальным и тот факт, что Московская Патриархия до сих пор не имеет в Москве ни одного специализированного магазина православной литературы, которая продается в основном в храмах и с лотков, что понижает оборачиваемость вложенных средств и затрудняет просветительскую деятельность. Несомненно, что открытие в Москве в юбилейный год такого магазина послужило бы делу просвещения москвичей, поднятию их духовного и культурно-нравственного уровня, послужило бы добрым примером для всей России.

 

6. Необходимость общецерковной поддержки центрального церковного Издательства и Издательского Совета Московского Патриархата

Всех нас, конечно, радуют идущие повсеместно процессы церковного возрождения, радует, что восстанавливаются монастыри, открываются новые храмы. Но какие люди придут в эти храмы — это во многом зависит от нашей просветительской деятельности. Потому вывод об исключительном значении церковной печати на современном этапе жизни Церкви, думаю, не требует особых доказательств. Мы видим, что даже светское государство осознает важность проблемы печатного слова, средств массовой информации, поднимая вопрос о так называемой информационной безопасности. На наш взгляд, самое время и нам если не поставить вопрос об информационной безопасности Церкви, то, во всяком случае, поразмышлять над ним. Между тем, в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который нам предстоит принимать на этом Соборе, средствам массовой информации (раздел 15) отведено вчетверо меньше места, чем, например, проблемам биоэтики.

Понятно, что в нынешних трудных условиях, когда имеющихся церковных ресурсов явно недостает, изыскать средства для центрального церковного Издательства нелегко. Но сделать это необходимо, если мы хотим содействовать духовно-нравственному оздоровлению общества, развивать миссионерскую работу. Ибо основная миссия сейчас осуществляется печатным словом и особенно средствами массовой информации.

Сейчас многие крупные епархии сами налаживают у себя издательский процесс, и это следует всячески приветствовать, особенно в тех случаях, когда речь идет об издании епархиальных газет и журналов, религиозно-нравственной литературы. Но может ли все это заменить деятельность центрального церковного издательства? Полагаю, что нет. А потому при выборе приоритетов следует учитывать необходимость вложения средств из церковного бюджета на поддержание центрального Издательства, на развитие его потенциала.

Мы живем в эпоху, когда в мире, как никогда ранее, велика роль средств массовой информации. Конечно, традиционный способ влияния Церкви на души и умы людей через пастырское слово сохраняет свое значение, но это не должно быть только словом священника или архиерея в храме. Если мы хотим повысить значение Церкви в жизни общества, насущно необходимо, чтобы церковное слово подхватывалось всеми средствами массовой информации. В противном случае Церковь не только не сохранит своего влияния на человеческие души, но неминуемо будет оттеснена на обочину социальных процессов, на периферию общественного сознания.

В нашей стране преобладают СМИ светские, которые в отношении к Церкви могут иметь различные задачи. Поэтому Церкви особенно недостает в настоящее время своей массовой центральной церковно-общественной газеты, в которой она, ни в коем случае не вмешиваясь в политику непосредственно, могла бы давать оценки различным социально-политическим процессам и явлениям с духовно-нравственных позиций, выступать со словами примирения и утешения. Это способствовало бы сближению различных противоборствующих сил, смягчению ожесточения политической борьбы, единению общества в целом. Представляется, что при создании подобной газеты Церковь вправе рассчитывать на государственную поддержку, несмотря на то, что Церковь в нашей стране отделена от государства, аналогично тому, как она оказывается многим светским СМИ. Духовность и нравственность — это то, без чего нация не может быть здоровой.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Я не думаю, что на этом Соборе следует принимать какие-то новые Постановления или Определения о развитии церковного книгоиздания или церковных СМИ. Я просил бы только руководителей церковных структур и епархиальных Преосвященных держать под постоянным контролем исполнение принятых предыдущими Соборами решений по данной проблематике.

Другие документы

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых

Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной богословской комиссии

Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия

Доклад митрополита Солнечногорского Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии, о деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в межсоборный период (1997-2000 гг.)

Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви

Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде

Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата

Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Всецерковного православного молодежного движения Московского Патриархата