Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Кремля
Версия для печати
4 ноября 2015 г. 20:09

4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником Казанской иконы Божией Матери, с Днем народного единства. Замечательно, что решением государственных властей именно этот день был определен как день празднования самого главного и основного, без чего не может существовать государство и без чего атомизируется, распадается человеческое общество, — народного единства.

Существуют различные чисто светские способы сохранять и укреплять единство. В первую очередь, это законодательство, которое формирует общее юридическое пространство. Кроме того, это воспитание в определенных категориях, включающих в себя идею патриотизма. В-третьих, это сложная система обеспечения безопасности государства внутри и вовне.

А теперь давайте вспомним уроки прошлого. Никогда страна наша не была так близка к полному самоуничтожению, как в начале XVII века. Как будто была армия, была власть, хоть и переходила из рук в руки, существовали законы, хоть и не всё было тщательно прописано. Но страна начала распадаться, потому что людям стали безразличны власть, армия, законы. Якобы открывшаяся народу перспектива была, конечно, фантастической, но разве мало было в истории фантастических идей, ради которых люди отдавали свои жизни? Вот и возникла тогда идея, что Россия не сможет быть счастливой и благополучной, не сможет преодолеть внутренние противоречия, особенно между боярскими кланами, если не будет внешнего управления.

Пусть идея внешнего управления ни у кого не вызывает улыбки. К этой системе и сегодня прибегают некоторые страны в надежде, что внешнее управление обеспечит порядок, борьбу с коррупцией, процветание, экономическую и военную мощь. Однако нет большего заблуждения, как связывать благополучие своей страны с внешним управлением. Если же и сегодня помрачаются умы у некоторых людей, так что внешние авторитеты ставятся выше всего, что есть в своей собственной стране, то что же говорить о XVII веке!

Вот и взбудоражилась Русь. Люди устал лицезреть интриги и столкновения между русскими элитами и, обратив свой взор вовне, отправили посольство к стенам Смоленска. Почему Смоленска? А потому, что польский король Сигизмунд, к которому обращались за помощью в обеспечении внешнего управления, уже стоял под стенами этого русского города, желая его захватить. Но даже оккупация значительной части русских земель никого не остановила, никому не раскрыла глаза на происходящее, — никто ничего не видел, опьянившись желанием привлечь на вдовствующий московский престол иноземного царя.

Вот теперь следует задать самый главный вопрос, имеющий отношение к прошлому, настоящему и будущему: а почему происходит смута? Именно так историки, да и народ наш назвали те годы всеобщего национального помрачения. Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — «блуд». Обычно блудом называют случаи неверности супругов или нечистой плотской жизни. Это правильно, но этими грехами понятие блуда не ограничивается. Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат.

А разве не так происходит, когда люди разрушают свои собственные семьи? Когда сознание помрачается настолько, что появляются сироты при живых родителях? Эти частные случаи нам хорошо известны, но ведь то же самое происходит, и в куда больших масштабах, когда народ отказывается от собственного нравственного чувства, а ведь именно нравственное чувство определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства. Если же происходит отрыв от нравственного чувства, то ему на смену приходит стихия блуда, становятся неизбежными заблуждения, утрата координат…

Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. А что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Святые отцы очень хорошо прозревали этот феномен блуда и заблуждения — он действительно связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед всем Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет в блуд, заблудится, потеряет систему координат. И поелику непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.

Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в ригоризме, в отсталости, в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе. И никакими ссылками на искусство, на свободу творчества, на свободу слова, свободу самовыражения нельзя разрушать нравственность народа. Делать это сознательно могут только те, кто желает разрушения страны, потому что целостность нравственного чувства нации и безопасность Отечества — почти синонимы. Когда наступал на нашу землю враг, что он делал в первую очередь? Он стремился разрушить нравственную жизнь народа, чтобы люди наши утратили нравственные ориентиры, и, наверное, мы бы никогда не победили в войне, если бы эти ориентиры потеряли.

Вот и сегодня, в День народного единства, я молюсь, прежде всего, о том, чтобы Господь хранил нравственное чувство нашего народа, особенно подрастающего поколения. Я не мог без слез на глазах смотреть кадры, запечатлевшие сочувствие многих и многих людей тем, кто пострадал в страшной катастрофе в небе Синая. Как люди совершенно незнакомые друг другу, в том числе молодые, приходили, плакали, ставили свечи, возлагали цветы. Это говорит о том, что живо нравственное чувство нашего народа, и дай Бог, чтобы никаким псевдоискусством, псевдополитикой и псевдосвободой не была разрушена эта основа национального бытия. И мы молимся об этом в День народного единства, уповая, что наши молитвы достигнут Престола Божия и народ наш никогда не впадет в блуд, в смуту, в разрушение тех самых ориентиров, без которых не может быть самобытного и свободного бытия нашего Отечества.

Вспоминая здесь, под кремлевскими стенами, победу, которая была одержана ополчением Минина и Пожарского, вспоминая трехдневную молитву и пост этого ополчения перед Казанской иконой Божией Матери, мы и сегодня, обращаясь к Царице Небесной, просим, чтобы Она простерла Свой Покров над державой Российской, над всей исторической Русью, сохраняя нас от исторического беспамятства, от разрушения нравственного чувства, от всяких заблуждений, могущих привести к разрушению личности, семьи, общества и государства. И верим, что Царица Небесная услышит наши молитвы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Христова после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина