Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Нужно ли бояться «возвращения религии»?

Нужно ли бояться «возвращения религии»?
Версия для печати
9 декабря 2015 г. 09:24

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 5 декабря 2015 года.

Современные террористы часто прикрываются религией. Как правило — одной из великих мировых религий. И в связи с этим возникают ожесточенные споры: религия — это вообще зло или благо? Нужно ли современному человечеству ограничивать роль религии в мире, особенно в общественных процессах? Или неправы те, кто считает, что от религии все зло, и чем меньше ее в окружающей нас жизни, тем лучше?

Споры о роли религии, конечно же, подогреваются заявлениями экстремистов, которые выступают как бы от имени самой религии. Не случайно сегодня многие лидеры ислама, христианства, иных религиозных традиций ясно говорят, что их ценности не имеют ничего общего ни с терроризмом, ни с экстремизмом, ни с теми чудовищными преступлениями, которые совершаются как бы от имени религии. Тем не менее, из-за действий радикалов религиозная тема вновь стала одной из самой обсуждаемых в СМИ, в научных кругах, в политическом контексте. Интересно, что количество упоминаний в СМИ о Православии в России, преимущественно православной стране, в это году сравнялось с количеством упоминаний ислама, а в течение последних месяцев количество упоминаний об исламе выросло очень существенно, в два раза перекрыв число упоминаний о Православии.

Хорошо это или плохо? Сложно сказать. Но это часть окружающей нас реальности. О религии вновь стали говорить как о силе, которая имеет определяющее влияние на судьбы народов. О религии стали говорить как о чем-то не менее существенном, чем экономика, узко понимаемая политика, культура, спорт… В том, что религия играет важнейшую роль в жизни людей, нет ничего удивительного. В истории человечества почти всегда так и было. Исключением является довольно короткий исторический эпизод — торжество секуляризма в объявленных заглавными общественных процессах в течение последних полутора столетий. Это ничтожно короткий эпизод в соотношении со всей историей человечества. Может быть, подобный эпизод имел место в последний период жизни Западной Римской империи. Но большинство исторических эпох характеризуются тем, что религия играла центральную или одну из центральных ролей в жизни общества. Не экономика, не соперничество за землю и природные блага, не узкая политическая борьба, — а именно религия. Потому что вопросы, связанные с религией, являются центральными для смысла человеческой жизни. Жизни личности и жизни народов.

Эти вопросы являются главными, потому что они превосходят по своему значению рамки жизни человека, да и вообще рамки земной истории. Именно эти вопросы определяют, ради чего живут человек, общество, народ. И когда в этой сфере появлялись непреодолимые противоречия, когда кто-то пытался лишить человека или народ возможности свободно самоопределяться в вечных вопросах — вопросах веры и возможности жить согласно своему выбору, — возникали серьезные мировые конфликты. Не случайно в свое время Сэмюэл Хантингтон, ответив на утопическую идею «конца истории» Фрэнсиса Фукуямы, разделил цивилизации именно по признаку религии. Не по признаку экономической модели, не по признаку политического устройства и потребительских склонностей, а именно по принципу религии.

Религиозный вопрос и сегодня становится главным в определении будущего человечества. И правы ли те, кто призывает вернуться назад в 60-е и 70-е годы, в период торжества идеологии воинствующего секуляризма, сциентизма, культа разума и рационалистических путей человеческого обустройства?

Эти люди неправы, прежде всего, потому что нельзя повернуть течение реки вспять, хотя некоторые «архитекторы человеческого счастья» и пытались в буквальном смысле слова это делать. Люди в очередной раз поняли: жить только ради материальных благ, без высшего смысла, а значит, безо всякого смыла — глупо и нерационально с точки зрения высшей разумности. Когда люди это поняли, невозможно стало их загнать обратно в бессмысленное бытие ради высоких норм потребления и обслуживания временных интересов, которые очень скоро прекратятся с кончиной человека или с окончанием человеческой истории. Возвращение к настоящему пониманию жизненных смыслов нельзя отнять у людей.

К сожалению, этим возвращением сегодня пользуются те псевдорелигиозные силы, которые выиграли у теплохладных, боязливых, приспосабливающихся религиозных общин информационное, коммуникативное и культурное пространство за счет красивого слова и за счет того, что эти радикальные силы первыми сказали: они намерены вернуться к устроению жизни на основе веры. Эти силы отвлекают на себя лучших людей — людей, взыскующих истины и желающих переустроить мир. Именно благодаря этим силам современные сторонники секуляризма пытаются обличить религию как опасный общественный феномен,  с которым якобы нужно бороться любыми средствами, вплоть до запрета на публичные действия и высказывания, на появление религиозных символов в общественном пространстве. Именно таким путем пытаются сегодня идти некоторые общественные силы, испугавшиеся возвращения религии, а значит, и нравственности, в общественную жизнь и в личную жизнь людей, особенно представителей элит.

В этих условиях очень важно не дать захватить перспективное общественно-религиозное поле крайним убийственным и самоубийственным силам. И в то же время сказать: положительная роль религии не может не быть центральной в обществе. Она не только в том, чтобы одобрять или порицать те или иные порожденные неверующими людьми порядки, поддакивать политикам, поддерживать деятельность экономических элит, при этом не вмешиваясь в те нравственно емкие стороны жизни государства и общества, которые определяют будущую судьбу этого государства и этого общества.

Нет, верующие люди должны проявлять достаточную смелость, чтобы заявить: ключ от будущего у нас. Именно у нас, и по преимуществу у нас. Потому что мы знаем: общество, лишенное веры, истины, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, лишенное нравственности — обязательно умирает. И поэтому верующие люди имеют право предложить во всех сферах жизни некий положительный идеал.

Да, правы те, кто опасается общественной роли религии, справедливо считая, что такая роль не позволит бесконечно развиваться обществу греха. Но без нравственного измерения жизни общество просто обречено.

Ошибаются те, кто считает, будто религия всегда означает конфликт одних верующих с другими, или верующих с неверующими. Да, религия всегда противостоит диктату греха и той несвободе, которую грех порождает в жизни человека и социума. Однако верующие люди безо всяких посредников в лице секулярных интеллектуальных авторитетов или светской власти вполне могут договориться о мирной совместной жизни на основе общих нравственных ценностей.

Так было всегда. Более того, и с неверующими людьми у верующих всегда найдется общий язык, если только и те и другие способны и полны решимости противостоять очевидно разрушительным общественным тенденциям и порокам.

Не будет конфликта ни между суннитами и шиитами, ни между православными и католиками, ни между верующими и атеистами, если все эти группы людей получат возможность обустраивать общественную жизнь на основе тех нравственных ценностей, которые проверены веками и отсутствие которых опасно для общества (что также проверено историей).

Бояться следует не религии. Бояться нужно нравственного нигилизма, который всегда приводит к убийству и самоубийству, в том числе, провоцируя псевдорелигиозный экстремизм через экстремизм антирелигиозный, провоцируя верующих или стремящихся к вере людей на то, чтобы они отчаянными действиями уходили от настоящих религиозных традиций и опускались в кровавую бездну псевдорелигиозного терроризма.

Сегодня верующие люди достаточно сильны для того, чтобы переустроить мир, объединившись друг с другом и с благонамеренно, нравственно настроенными неверующими людьми. Поверьте, боятся этого только те, кто хотел бы манипулировать жизнями целых народов при помощи греха. Благонамеренным людям, настроенным на мирную, долгую, достойную жизнь обществ и государств, бояться возвращения религии не надо.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

Вышла в свет научная монография помощника ректора Российского православного университета Василия Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса»

Святейший Патриарх Кирилл: Даже будучи светским государством, Россия стремится жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Важно, чтобы наш народ сохранял свою внутреннюю свободу

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков