17 декабря 2015 года в Москве в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялось ежегодное собрание Славянской академии наук, образования, искусств и культуры (САНОИК). Собрание, прошедшее под руководством президента академии С.Н. Бабурина, избрало новых членов САНОИК и руководителей ее отделений. Председателем отделения политических наук и регионоведения был избран руководитель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Священнослужитель выступил на заседании по его основной теме «Нравственные основания государства и права». Отец Всеволод напомнил собравшимся положения Основ социальной концепции Русской Православной Церкви о том, что право «призвано быть проявлением единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере» (IV.2), а в тех случаях, «когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился» (IV.4).
По мнению выступавшего, такое видение ценностных оснований права имеет не меньшее значение для развития современного законодательства, чем учение о праве как общественном договоре, не зависящем от вечных ценностей — учением, которое подчас пытаются объявить единственно приемлемым для построения государств и обществ. «Сегодня нам не нужно бояться разрабатывать концепции, доктрины, законопроекты, которые бы вводили вечные нравственные нормы, вводили высшую правду в корпус права, исправляли бы ситуацию, в которой диктат греховной воли падшего человека, подчас воли манипулятивной или манипулируемой, объявляется единственным источником закона — который во многих случаях является по сути беззаконием», — сказал отец Всеволод.
Выступавший также напомнил, что в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви утверждается: «Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественные процессы, Церковь в то же время не может положительно воспринимать такое устроение миропорядка, при котором в центр всего ставится помраченная грехом человеческая личность. Именно поэтому, неизменно сохраняя открытой возможность сотрудничества с людьми нерелигиозных убеждений, Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений как на национальном, так и на международном уровне. Она добивается признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний (в том числе государственных) и как существенного фактора, который должен влиять на формирование (изменение) международного права и на деятельность международных организаций» (XVI.4).
По словам отца Всеволода, «сегодня общественности, в том числе славянской и православной, на основе этого общего принципа делать конкретные предложения и стимулировать их активное обсуждение. Знаний, ума, воли у нас не меньше, чем у кого-либо еще, и этот потенциал сегодня нужно максимально раскрыть и реализовать, иначе нашу историю в этот ключевой момент будут творить без нас и, скорее всего, нам на погибель».
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru