Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриарх Александрийский Феодор II: «Мой любимый святой — преподобный Cерафим Cаровский»

Патриарх Александрийский Феодор II: 'Мой любимый святой — преподобный Cерафим Cаровский'
Версия для печати
30 июня 2008 г. 17:00

Предстоятель Александрийской Православной Церкви дал интервью греческому агентству церковных новостей «Ромфэа».

— Ваше Блаженство, многие считают, что «Черный континент» и сегодня продолжает оставаться в несправедливом положении, а его народы эксплуатируются в угоду экономическим интересам сильных мира сего. Насколько значима в таких условиях миссионерская роль древнего Александрийского Патриархата?

— Бог возжелал, чтобы я оставил свой родной остров Крит и оказался в России, а потом в течение многих лет нес миссионерское служение в Африке, на этом континенте будущего, на континенте, где, по словам Патриарха Парфения, решаются судьбы мира. Да, здесь имеют место потрясающая несправедливость, нищета, голод и несчастья. И где? На одном из богатейших континентов планеты Земля!

Александрийский Патриархат ведет миссионерскую деятельность уже 60 лет, начиная с Патриарха Мелетия (Метаксакиса), первого Предстоятеля Александрийской Церкви, который понял, что у африканского континента есть будущее. Так, при нем были основаны первые митрополии в Южной Африке, а затем при следующих патриархах в Дар-эс-Саламе в Танзании основывается Кенийская митрополия. Я на личном опыте знаю, что такое трудности и несправедливость, а потому всегда стараюсь помочь… Очень важно, чтобы все знали: Африка — континент, страдающий от несправедливости, поскольку сильные мира сего не захотели помочь африканцам обрести свой путь.

— Несколько дней назад Вы, Ваше Блаженство, вернулись из пастырской поездке по Йоханнесбургской митрополии, которую посетили по случаю 100-летнего юбилея греческой общины Йоханнесбурга и 80-летия основания Йоханнесбургской митрополии. Расскажите нам об этом, поделитесь теми чувствами, которые Вы пережили во время Вашего визита в Южную Африку.

— В Южной Африке проживает большая часть нашей паствы. Каждый год я непременно посещаю этот регион. Мы праздновали 100-летие основания греческой общины святых Константина и Елены на центральном приходе, а также 100-летие Благовещенского прихода в Претории. Потом я посетил Дурбан, где мы освятили храм святителя Николая. Затем я проехал две с половиной тысячи километров и оказался в Порт-Элизабете, где мы праздновали 50 лет открытия прихода и 40 лет основания Кейптаунской митрополии. Во главе как Йоханнесбургской, так и Кейптаунской епархий стоят замечательные архиереи кипрского происхождения, насельники Киккского монастыря, митрополиты Йоханнесбургский Серафим и Кейптаунский Сергий. Мне было особенно радостно оказаться рядом с ними. В этой поездке меня сопровождал митрополит Мемфисский Павел, который на протяжении 30 лет окормлял Йоханнесбургскую митрополию.

Южная Африка — прекрасная страна, утопающая в зелени, богатая минеральными ресурсами, но, к сожалению, сейчас возникла серьезная проблема, которой не существовало ранее, — это межплеменные столкновения, имевшие место, в частности, и во время моего визита.

— Как Вы оцениваете диалог с Католической Церковью, исходя из того факта, что Александрийская Церковь, основанная апостолом Марком, неоднократно играла значительную роль в межхристианских отношениях, когда, например, Ваш предшественник был приглашен рассудить спор между Патриархами Ветхого и Нового Рима?

— Разумеется, в титуле Александрийского Патриарха содержится именование «Судья». Все мы уважаем и любим наш Вселенский Патриархат, ведь Вселенский Патриарх является Патриархом нации. Я очень рад, что между грекоязычными Патриархатами существует единодушие. А для меня это еще важно и потому, что я происхожу с острова Крит, избранной дщери Вселенского Патриархата. Я верю в диалог, Его Всесвятейшество как первый из епископов и Предстоятель Нового Рима идет, чтобы дать целование любви Предстоятелю Рима Ветхого. Как известно, в начале христианской эры роль столпов играли Церкви Римская, Александрийская и Антиохийская. По прошествии лет Константинопольская и Иерусалимская Церкви также приобрели статус Патриархата. И таким образом формируется институт пентархии: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Сейчас осталось только четыре Патриархата, но я верю, что диалог должен продолжаться. Мы должны свидетельствовать о сокровище, которым обладаем и которое называется Православием. Мы не предадим, не откажемся от своих прав, но громко заявляем, что истина у нас, а потому мы не боимся диалога. Но, ведя диалог, мы всегда основываемся на вере в то, чему научили нас наши отцы, повторяя слова святителя Марка Евгеника: «Не отречемся от тебя, о любезное Православие».

— Ваше Блаженство, некоторое время назад Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о возрождении Русской Православной Церкви. В частности, Его Святейшество упомянул о сотнях монастырей, основанных в последние 15 лет, фондах, центрах и прочих значительных достижениях Русской Православной Церкви. Думаю, что Вы, Ваше Блаженство, имели бы право оценить тот путь, которым шествует Русская Церковь, ведь в течение целых десяти лет Вы несли там свое послушание в качестве епископа Киринского.

— Действительно, часть своей жизни — целых десять лет — я провел в России. Но кто стал тому причиной? Мой любимый святой — преподобный Серафим Саровский, которого я и молил познакомить меня со святой русской землей. Я приехал в Одессу в 1985 году и жил там до 1995 года. В то время я и познакомился с тогдашним митрополитом Таллинским и всей Эстонии, а ныне Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор нас связывает духовная дружба, поэтому я люблю его, ценю, и недавно, спустя двенадцать лет после нашей последней встречи, посетил Его Святейшество с официальным визитом. Мне представилась возможность поговорить с ним как раньше, потому что я знаю русский язык, и увидеть вблизи возрождение Русской Церкви. Но начиналось оно еще тогда, когда я находился в Одессе, с празднования 1000-летия Крещения Руси, и лишь потом постепенно стало набирать силу. Только в одной Москве открылось 560 церквей. Я лично пережил тот суровый период, очень трудные дни, но видел, что свет Православия никогда не угасал, потому что православная вера вошла в плоть и кровь русского народа. В освященной русской земле, прославленной подвигами тысяч новомучеников, поднимается из пепла живая Церковь, воскрешает былые обычаи, неся миру евангельское благовестие.

С давних пор у нашего Патриархата и Русской Православной Церкви существует традиция обмена представителями. Так, в Москве несет послушание епископ Киринский Афанасий, а в Каире — игумен Леонид (Горбачев). Существование подворий уже много сотен лет свидетельствует о дружеских связях между Александрией и Москвой, особенно в экономически трудные периоды нашей истории, когда Патриархи приезжали в Россию просить помощи.

Я желаю всему русскому народу всегда сохранять в своих сердцах благочестие и благоговение, которому они научись от своих бабушек и дедушек.

— Ваше Блаженство, расскажите нам о Вашей поездке в Западную Африку.

— Наша африканская паства насчитывает в Западной Африке более 400 тысяч человек. Это мой первый визит в этот регион. В программе — посещение Берега Слоновой Кости, Либерии, соседних стран, таких как Сьерра-Леоне. Приведу один пример. В этой стране действует небольшой протезный завод, где изготавливают протезы рук и ног, которые один клирик святой жизни, отец Фемистоклис Адамопулос, проходящий свое служение в Либерии и Сьерра-Леоне, раздает изувеченным в результате подрыва на минах людям. Причем не только взрослым, но и искалеченным детишкам, чтобы те смогли выучиться какому-нибудь ремеслу, а не волочиться в буквальном смысле этого слова беспомощно по земле. За то, что делает Церковь этим людям, мы не ожидаем вознаграждения. Мы никогда не занимаемся пропагандой, но находимся рядом с теми, кто нуждается в нашей посильной помощи. Люди прекрасно знают, что наша Церковь не располагает большими финансовыми ресурсами, но когда они знакомятся с нами, то приходят к нам, потому что находят у нас то, чего ищут их сердца: любовь, любовь, любовь!!!

Беседовал Эмилий Полигенис, директор агентства церковных новостей «Ромфэа» (Греция). Перевод с греческого Анатолия Чурякова.

Православие.ru/Патриархия.ru

 

Материалы по теме

Епископ Зарайский Константин утвержден в должности Патриаршего экзарха Африки

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь [Интервью]

Вышла в свет книга М.В. Шкаровского, посвященная взаимоотношениям Александрийской и Русской Церквей в XX-XXI веках

Православная община Буркина-Фасо перешла в Русскую Православную Церковь

Представитель Русской Православной Церкви был принят митрополитом Бейрутским Илией

Настоятель подворья Русской Церкви в Бейруте принял участие в рождественском богослужении в г. Хадат

Настоятель Подворья Русской Церкви принял участие в рождественской Литургии в Патриаршем соборе в Софии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Глубокая вера русского народа неизменна

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период