22 февраля 2016 года в Санкт-Петербургской духовной академии состоялось открытие проекта «Византийский кабинет», приуроченное к началу общегородских мероприятий, посвященных 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Презентация «Византийского кабинета» открылась круглым столом, во время которого ученые и богословы обсудили значение русского монашества на Афоне.
И.о. проректора по научно-богословской работе СПбДА иерей Игорь Иванов во вступительном слове рассказал, что этот научно-просветительский проект предназначен стать универсальной площадкой для осмысления наследия Византии. В рамках «Византийского кабинета» планируется проведение исследований, кинопоказов, круглых столов, презентаций и издание научной литературы.
Епископ Царскосельский Маркелл поделился своими впечатлениями от паломничества на Святую Гору. «Афон — удивительное место. В последние годы я стараюсь бывать там каждые три месяца, — рассказал владыка. — На Афоне сохранилось то, что утрачено в современном секулярном мире, здесь получаешь ответы на вечные вопросы».
Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов заверил, что власти Санкт-Петербурга будут оказывать широкую информационную поддержку всем мероприятиям, посвященным юбилею Русского Афона.
В круглом столе принял участие историк, участник научных проектов, посвященных изучению истории афонского Пантелеимонова монастыря Михаил Шкаровский, который выступил с докладом на тему «Русские обители Афона в начале XX века». Он рассказал, что активная духовная жизнь русского монашества на Афоне началась в середине XIX века, когда были основаны Свято-Андреевский, а затем Свято-Ириновский скиты. В дальнейшем многие обители на Афоне стали основываться на частные пожертвования благочестивых людей. В свою очередь афонское монашество понесло свет духовности в Россию. Здесь начали появляться подворья афонских монастырей, в которых служили по уставу Святой Горы и хранили священные реликвии. Докладчик отметил, что к началу XX века на Афоне проживало более 3 тыс. русских монахов и существовало почти 400 малых обителей. В 1896 году было учреждено Братство русских монастырей, которые вели активную духовно-просветительскую и издательскую деятельность. Например, Свято-Пантелеимонов монастырь выпускал несколько сот изданий в год. Афон в представлении русских людей был Царством Божиим, куда они стремились попасть хотя бы раз в жизни. Одновременно он представлял собой и образ идеального социального общества и государства. К XX веку там побывало около 30 тысяч человек, в основном это были крестьяне.
Преподавательница СПбДА Лора Герд рассказала о церковно-политических аспектах жизни русского Афона во второй половине XIX — начале ХХ века. «С начала XIX века происходит подъем русского монашества на Афоне. Это неудивительно, ведь в то время Россия была единственной сильной православной державой с православным царем. Афон не существовал изолированно, он испытывал на себе и подъем освободительных движений балканских народов, и падение Османской империи. С политической точки зрения Афон был форпостом русского влияния», — отметила Л. Герд.
Заместитель главного редактора полного собрания сочинений Константина Леонтьева Ольга Фетисенко выступила с докладом «Афон и его "единство в разнообразии" в социокультурной концепции Константина Леонтьева». По ее словам, писатель считал монашескую республику образцом для тех, кто хочет заняться реформированием государства. Идеальным философ считал иерархически устроенное государство, которое имело правильное назначение — жизнь с Богом.
«Русский Афон»/Патриархия.ru