Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Руководство УГКЦ лишь усугубляет проблему раскола

Версия для печати
2 июня 2016 г. 17:33

20 апреля 2016 года в Харькове прошел «собор» Харьковско-Полтавской епархии раскольнической структуры «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ(о)), предварительно одобривший ее вхождение в состав Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Заявлено, что на территории Харьковской, Полтавской и Сумской областей предполагается создание «персональной епархии» УГКЦ, а приходы УАПЦ(о), расположенные на других территориях, перейдут в непосредственное управление главы УГКЦ. Это решение приветствовал Синод УГКЦ. Ее глава архиепископ Святослав (Шевчук) заявил, что будет лично прилагать все усилия для того, чтобы это дело увенчалось успехом. О возможных последствиях такого решения в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Владыка, как сообщают официальные источники, обсуждавшиеся в Харькове «Предложения относительно вхождения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ в единство с УГКЦ» были приняты практически единогласно. Однако затем появились сведения, что члены этой группировки стали массово переходить в другие раскольнические юрисдикции, причиной чего называется именно это «соборное» решение. Как можно объяснить такое противоречие?

— Действительно, в печати появились сведения о том, что наблюдается массовый выход из УАПЦ(о) (УАПЦ (обновленная) — Харьковско-Полтавская епархия, образовавшаяся в результате раскола внутри УАПЦ в 2003 году — «ИФ») относящихся к ней общин. Большинство из них — около 20 из примерно 30 — переходят в раскольничью «Украинскую автокефальную православную церковь», от которой в 2003 году и отделилась нынешняя Харьковско-Полтавская епархия во главе с так называемым «архиепископом» Игорем Исиченко.

Известны случаи перехода в унию отдельных раскольников, но идея объединения целой их группы с греко-католиками беспрецедентна и не так прозрачна, как кажется на первый взгляд. Изначально украинские автокефалисты, к которым причисляют себя сторонники Исиченко, позиционировали себя в качестве борцов за образование «независимой» «Поместной Украинской Православной Церкви» и признание ее в качестве таковой мировым Православием. Украинская Греко-Католическая Церковь, возглавляемая сегодня архиепископом Святославом (Шевчуком), является одной из Восточных Католических Церквей, которые сохранили свою автономию, богослужебный обряд и язык, но находятся в единстве с Папой Римским. И в этом свете реакция большей части бывших последователей Исиченко на итоги «собора» становится понятной. Для них такое объединение будет означать не что иное, как переход в католичество.

— Известна ли позиция самого Ватикана по этому вопросу?

— Святой Престол не делал каких-либо официальных заявлений относительно затрагиваемой нами темы. Однако полагаю, что руководство Римско-Католической Церкви вполне понимает авантюрный характер данного проекта УГКЦ, равно как и пагубность его последствий для будущего межхристианских отношений. Ведь в данном случае речь идет о возможности принятия униатами самозванцев. «Епископская хиротония» Игоря Исиченко восходит к одной из наиболее сомнительных «иерархий» среди украинских неканонических организаций на Украине, не получившей признания не только в Поместных Православных Церквах, но даже в других ответвлениях раскола. Одним из ее устроителей является Викентий Чекалин — бывший диакон Русской Православной Церкви, ушедший в раскол и лишенный сана за аморальное поведение и еще в советское время привлекавшийся к уголовной ответственности за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Этот авантюрист успел сменить множество юрисдикций. В 1990 году он обманом добился архиерейской хиротонии в УГКЦ, однако она не была утверждена Святым Престолом. Впоследствии он продолжил свои криминальные похождения и сегодня находится в Австралии. Теперь уже Исиченко надеется получить столь желаемое признание своего несуществующего «апостольского преемства» при помощи УГКЦ.

Конечно, возглавляемая Исиченко структура очень мала, и ее слияние с униатами будет практически незаметно на пестрой конфессиональной карте Украины. Однако самим фактом их приема может быть создан опасный прецедент, суть которого в следующем. Сегодня, несмотря на весьма значительные расхождения в богословской сфере, православными не оспаривается наличие апостольского преемства в иерархии Римско-Католической Церкви. Это, в частности, выражается в чине приема тех клириков, которые переходят из католичества в Православие. Если же в УГКЦ «в сущем сане» будут приняты самосвяты, в рамках Католической Церкви появится структура, чью иерархию Московский Патриархат признавать не сможет. Это неизбежно скажется на православно-католических отношениях в целом.

— А как может сближение УАПЦ(о) и УГКЦ отразиться на церковной ситуации на Украине? И какую цель преследуют униаты, идя на подобный шаг?

— В Совместном заявлении, принятом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском 12 февраля этого года в Гаване, в частности, сказано, что «раскол среди православных верующих Украины» должен быть «преодолен на основе существующих канонических норм, а католические общины страны будут этому способствовать» (п. 27). К сожалению, подобными шагами руководство УГКЦ не только не содействует урегулированию проблемы раскола, но лишь усугубляет ее.

Не секрет, что одним из важнейших факторов сближения униатов и автокефалистов является радикальный национализм. Не случайно «собор» в Харькове приветствовали лидеры экстремистских группировок, таких как «Организация украинских националистов», «Свобода» и «Правый сектор».

Альянс между наиболее одиозными представителями украинского раскола и УГКЦ вносит разлад и в общеправославно-католический диалог. Униатское руководство не учитывает или не желает видеть тот факт, что за прошедшее время существенно изменился климат в отношениях между Православной Церковью и Католической Церковью. Никто из нас не хочет возвращаться в прошлое, когда православные и католики воспринимали друг друга не как братья, а как соперники. Сегодня активно развиваются многие направления межцерковного сотрудничества. Их новые перспективы обозначила историческая встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване. Если УГКЦ не хочет и далее оставаться камнем преткновения в православно-католических отношениях, ее руководству следует учитывать существующие реалии.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Даниловом монастыре в Москве совершено отпевание заслуженного профессора Московской духовной академии Б.А. Нелюбова

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной заслуженного профессора Московской духовной академии Б.А. Нелюбова [Патриарх : Послания]

Заместитель председателя ОВЦC совершил Литургию в престольный праздник Петропавловского храма — Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия)

Преставился ко Господу старейший сотрудник ОВЦС, заслуженный профессор Московской духовной академии Борис Нелюбов

Ректор Российского православного университета выступил в программе «Церковь и мы» на телеканале «Россия 24»

Вышли два номера православного научного журнала «Ортодоксия», посвященные 185-летию объединительного Полоцкого Собора 1839 года

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Рождество-Богородичном монастыре Гродно и открыл в обители бюст митрополиту Иосифу (Семашко)

В Минской духовной семинарии прошли XVI Чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко)

В Томской духовной семинарии прошла конференция «Обновленческий раскол в Сибири: канонические, богословские и исторические оценки»

Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы выступаем против провокаций, организованных некоторыми западными чиновниками против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

Рейдеры «ПЦУ» захватили ночью кафедральный собор в городе Корсунь-Шевченковский

Священный Синод констатировал невозможность сослужения с иерархами Болгарской Православной Церкви, вступившими в церковное общение с раскольниками

Другие интервью

Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Интервью Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока РИА «Новости»

Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви

Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Мы во многом единодушны»

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках

Патриарший экзарх Африки: Русская Православная Церковь рассмотрит присутствие в каждой из 54 стран континента

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период