Интервью пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси священника Александра Волкова РИА «Новости».
— Отец Александр, вы были участником предсоборных совещаний этого года в Шамбези и на Крите. Расскажите, как принимались решения, какая была атмосфера на этих собраниях, как, в частности, складывались взаимоотношения делегации Русской Православной Церкви с представителями Константинопольского Патриархата?
— Русская Церковь очень активно готовилась к Всеправославному Собору, и никаких стремлений бойкотировать или создать какую-то нерабочую атмосферу, парализовать предсоборную работу с нашей стороны не было и в помине. Наоборот, с январского Синаксиса в Шамбези Святейшим Патриархом Кириллом были приняты решения о том, что наша Церковь будет активно включаться в подготовительную работу. Во время самого Синаксиса были определены ответственные за направления подготовительной работы со стороны Русской Православной Церкви. Это касается, в первую очередь, и документальной части, и, конечно же, протокольно-организационной, информационной и прочей работы.
Уже в ходе непосредственной подготовки мы, с одной стороны, встретили понимание и готовность работать вместе, вполне доброжелательное к себе отношение; нам никто не мешал высказывать свои соображения и пожелания. Но, с другой стороны, и это самое печальное, мы получили на руки уже готовые решения по всем направлениям, в том числе по организационно-протокольному и информационному. Каких-либо предварительных согласований, обсуждений с представителями Поместных Церквей не было. Нам просто сообщили, что будет так. Вот такие будут у нас цвета бейджей, такая-то эмблема Всеправославного Собора, такой-то логотип, такой-то сайт… И хотя сайт, посвященный Всеправославному Собору, можно сказать, достаточно продуманный ресурс, однако, когда он был презентован Православным Церквам, нас просто поставили перед фактом, что «через два дня мы этот ресурс запускаем». И здесь не в том дело, что решение о цвете бейджей должны принимать все 14 Поместных Церквей, подобные вопросы действительно могут находиться в компетенции технического оргкомитета. Но никто не предложил Церквам схему решения этих вопросов.
И это, к сожалению, характеризует общую стилистику подготовительного процесса. Так происходило по всем направлениям.
Несомненно, подобные вещи исказили общее целеполагание, которое состояло в том, что все принимаемые решения должны готовиться и приниматься всеми Поместными Церквами, а не готовиться какой-то одной Церковью и потом лишь предлагаться остальным на утверждение.
Хотя нельзя не отметить, что Американской архиепископией Константинопольского Патриархата была собрана очень толковая команда менеджеров, хороших профессионалов своего дела. И, повторю, Русская Православная Церковь до последнего дня проводила организационную работу и взаимодействовала с ними для подготовки к Всеправославному Собору.
— То есть можно утверждать, что в ходе подготовки к Собору осуществлялся некий диктат со стороны представителей Константинопольского Патриархата?
— Не знаю, насколько корректна столь резкая формулировка, но мы видим, что, хотя каждая Поместная Церковь имеет собственную точку зрения, предлагаемые поправки в общецерковные документы и ключевые решения грядущего Всеправославного Собора отклоняются или считаются не важными. То же самое происходит и на организационном уровне, когда все уже оказывается заранее посчитанным. Так, к примеру, оглашенный на Всеправославной подготовительной встрече на Крите предварительный бюджет Собора у представителей Церквей вызвал большое недоумение. Озвученные цифры не были ничем обоснованы, а, говоря простым русским языком, взяты с потолка, — по крайней мере, сложилось именно такое ощущение. Вместо того, чтобы, как предлагалось еще в Шамбези, сформировать отдельную бюджетную комиссию для обсуждения финансовой стороны дела, было просто объявлено, что примерный бюджет Собора составляет столько-то миллионов долларов. Дальше эта цифра была как бы поровну поделена между всеми Поместными Православными Церквами. Хотя очевидно, что одна и та же сумма — в общем, немаленькая для любой Православной Церкви — может быть более-менее посильной для многочисленной Поместной Церкви и практически неподъемной для другой. Эти вопросы, опять же, никак предварительно не обсуждались, не проговаривались.
В целом организация этой предварительной работы вызвала крайне негативную реакцию, и та атмосфера, которая царила на втором заседании Всеправославного секретариата по подготовке Святого и Великого Собора, думаю, в какой-то степени сыграла свою роль и, несомненно, повлияла на последующее развитие событий.
— Будет ли готовиться какое-либо послание или разъяснение для паствы Русской Православной Церкви в связи с последними событиями вокруг Всеправославного Собора?
— Я думаю, что наша паства с пониманием встретила принятое на днях решение Священного Синода. Этого решения, как и отдельного послания Синода, думаю, более чем достаточно, в том числе и для паствы Русской Православной Церкви. И вопрос о необходимости каких-то дополнительных специальных заявлений или обращений к верующим на повестке дня не стоит.
— В ходе недавней поездки Патриарха Кирилла на Афон, по случаю празднования там 1000-летия русского присутствия, тема предстоящего Всеправославного Собора как-то поднималась в ходе встреч с монахами-святогорцами, с афонским Священноначалием?
— В самых общих чертах.
— Какие-либо двусторонние контакты с представителями других Поместных Церквей по поводу начинающегося Собора сейчас осуществляются? С кем именно?
— Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата находится в постоянном диалоге со всеми Поместными Православными Церквами, и, конечно же, такого рода диалог сейчас очень активен. Понятно, что он не может иметь никакой степени публичности.
— Впервые ли в истории мирового Православия такой скандал?
— Я думаю, не стоит драматизировать ситуацию. Она, конечно, неприятная и требует разрешения и прояснения. И мы надеемся на понимание ответственности со стороны всего мирового Православия. Но, вообще, между Поместными Церквами в разные исторические периоды складывались самые разные, подчас очень непростые отношения.
Отношения между Церквами могут приводить и к совсем неприятным последствиям, например, к разрыву литургического, евхаристического общения, как это сейчас происходит между Антиохийской и Иерусалимской Церквами. Вот это действительно проблема. С точки зрения церковной проблема разрыва литургического общения гораздо более существенна, чем созыв Собора, ― это трагедия, которая имеет очень глубокие последствия. Но все это преодолимо, в истории Православной Церкви случались и гораздо более драматические события.
РИА «Новости»/Патриархия.ru